В последнее время факты перекрытия береговой линии рек и озер довольно часто упоминаются в СМИ и получают все больший общественный резонанс.

Как сообщили в областном Комитете гоконтроля природопользования и экологической безопасности, рассматривая проблему обеспечения права общего пользования береговой полосой, можно отметить, что в водном законодательстве имеется несоответствие. Согласно Водному кодексу РФ, право на возведение объектов в границах водоохранных зон (в которые также входят береговые полосы) противоречит праву доступа к водным объектам общего пользования. Основываясь на ч. 2 ст. 6 Водного кодекса РФ «Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами»; в то же время в ч. 16 ст. 65 говорится, что «В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды». В результате этого несоответствия, права законных владельцев и арендаторов, получивших на законных основаниях участки земли по урез воды, входят в противоречие с общественными интересами, отмечается в сообщении Комитета.

По словам председателя экологического совета при губернаторе Ленинградской области Юрия Шевчука, «право на общедоступность берегов вступает в противоречие с правом водопользователя использовать водные объекты, использовать с соблюдением природоохранных норм прибрежную защитную полосу, развивать сектор рекреационных услуг, использовать берега озёр для детского отдыха, развивать индивидуальное домостроение, обеспечивать защиту водных объектов от загрязнения, контролировать санитарное состояние водоохранных зон».

Для решения данного вопроса, а также с целью регламентации рекреационной нагрузки на водные объекты, председатель экологического Совета предлагает внести изменения в Водный кодекс РФ. В частности, он рекомендует предусмотреть возможность частных землепользователей и арендаторов прибрежной земли устанавливать ограничения при посещении водных объектов в случае, если участок расположен по урез воды. Таким образом, предлагается регламентировать правила доступа к водным объектам для решения противоречия в законодательстве и обеспечить природопользователям право их эксплуатации, в том числе, и в рекреационных целях.

Также хотелось бы отметить, что при выявлении факта перекрытия доступа к береговой полосе общего пользования основная проблема заключается не в нарушении природоохранного законодательства, а в сфере гражданско-правовых взаимоотношений. А это уже вопрос не экологического, а земельного контроля.

Как отмечается в сообщении Комитета госконтроля природопользования, совместно с членами общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области и муниципальными органами власти разработан порядок создания и использования рекреационных зон водных объектов в Выборгском и Приозерском районах, на которые приходится основная рекреационная нагрузка. Кроме того, комитетом по природным ресурсам подготовлена необходимая документация для выделения рекреационных зон на землях гослесфонда.