Прокуратура Ленинградской области предложила губернатору региона решить вопрос о снижении предельного уровня надбавок к ценам на лекарственные средства.

Прокуратурой Ленинградской области с привлечением сотрудников регионального УФАС, ГУВД и УФСБ по Петербургу и Ленобласти, Управления Росздравнадзора была проведена проверка оптовых поставщиков лекарственных средств, крупных аптечных сетей (объединений) на предмет соблюдения законодательства в сфере ценообразования на лекарственные препараты и завышения цен на них на территории области.

Постановлением правительства Ленинградской области от 24 мая 2004 г. N 93 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства в Ленинградской области» для организаций аптечной сети (независимо от организационно-правовой формы) установлены предельные розничные надбавки (без учета налога на добавленную стоимость), применяемые при формировании цен для организаций оптовой торговли:

- 15% - для лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета Ленинградской области, и лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации, кроме наркотических лекарственных средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- 30% - для лекарственных средств, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 681.

При этом под фактической отпускной ценой понимается цена, по которой производитель фактически отпускает лекарственное средство и которая указывается в договоре купли-продажи и сопроводительной документации на товар (накладных и т.п.).

При реализации физическим лицам, предприятиям, медицинским и прочим организациям за исключением бюджетных учреждений предельные розничные надбавки, применяемые при формировании цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, установлены:

- 40% фактической отпускной цены производителя лекарственных средств (не превышающей цену государственной регистрации) при их прямых закупках; - 30% фактической отпускной цены организации оптовой торговли при закупке через организации оптовой торговли.

При реализации готовых лекарственных средств бюджетным учреждениям предельные розничные надбавки - 20% фактической отпускной цены организации оптовой торговли.

При реализации готовых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, приобретенных за счет средств федерального и муниципального бюджетов для отпуска по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, предельная розничная надбавка установлена 5% фактической отпускной цены организации оптовой торговли.

Розничные цены формируются путем сложения розничной надбавки и оптовой цены, по которой лекарственное средство оприходовано на складе организации розничной торговли. Розничная надбавка не должна превышать установленную предельную розничную надбавку.

Как сообщили 47News в пресс-службе областной прокуратуры, проверка показала, что Правительством Ленинградской области надбавки к ценам на лекарственные препараты установлены выше, чем на территории Санкт-Петербурга. В связи с этим прокуратурой Ленобласти информация о состоянии законности направлена губернатору региона и предложено решить вопрос о снижении предельного уровня надбавок к ценам на лекарственные средства.

По информации Управления Росздравнадзора по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области, в 1-м полугодии 2009 года Управлением проверки поставщиков лекарственных препаратов на территории Ленинградской области не проводились.

Горрайпрокурорами установлено, что основными поставщиками лекарственных препаратов в аптечные учреждения (аптеки, аптечные киоски) Ленинградской области являются предприятия, расположенные (зарегистрированные в г. Санкт- Петербурге): ООО «БСС Санкт- Петербург»; ООО «МФФ Аконит», ЗАО «Генезис», филиал ЗАО «НПК Катрен в СПб»; ООО «Медицина СПб»; ЗАО «ЦВ-3 Протек»; филиал ЗАО «Роста в СПб»; ЗАО «СИА –Интернешнл СПб»; ЗАО «Шрея Корпорейшнл» и др.

Кроме того, на поднадзорной территории осуществляют деятельность следующие крупные аптечные учреждения розничной торговли: МП «Фармация»; ООО «Торговые дома Невис»; ООО «Импульс»; ООО «Фармадом»; ООО «Натур Продукт»; ООО «ЛенОблФарм»; ООО «Меди Плюс»; «Здоровье»; ЗАО «Фармакор»; ООО «Аптека Семейная»; ООО «Добрый Доктор»; ЛОГП «Ленфарм»; ООО «Витаокс» и ряд мелких (единичных) аптек.

Лужским городским прокурором в ходе проверки одной из аптек было выявлено, что розничная надбавка на лекарственное средство, включенное в перечень необходимых и важнейших лекарственных средств – перекись водорода, превышала установленную предельную розничную надбавку и составляла более 30% от фактической отпускной цены организации оптовой торговли.Прокурор внес представление, фармацевт привлечена к дисциплинарной ответственности.

Аналогичные нарушения выявлены Лодейнопольским прокурором в одном из ООО при установлении розничной цены на препарат «Биопин». Представление прокурора с требованием о привлечении к ответственности виновных лиц находится на рассмотрении.

Наибольшее увеличение индекса цен на медикаменты в Ленинградской области наблюдалось в январе-марте 2009 года, в настоящее время (в июне-июле 2009 года) наблюдается незначительное снижение стоимости большинства лекарственных препаратов, участвующих в формировании индекса потребительских цен.

Наблюдение за ценами оптовых поставщиков Управлением Федеральной службы государственной статистики по Санкт- Петербургу и Ленинградской области не ведется.

10 августа в прокуратуре области состоялось заседание межведомственной рабочей группы по борьбе с преступлениями в сфере экономики с участием представителей: УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФАС по Ленинградской области, УФНС России по области, Петростата, оптового поставщика ООО «Медицина СПб», ООО «Аптека Невис», ООО «Фармадом», ООО «Родник Здоровья», «Фармацевтической Ассоциации Санкт- Петербурга и Северо –Запада», на котором были обсуждены вопросы ценообразования на лекарственные препараты, а также причины установления высоких торговых надбавок.

По результатам заседания рабочей группы принято решение: провести проверки деятельности подразделений ОБЭП ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по осуществлению полномочий по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики, в том числе осуществление проверок аптечных учреждений по выявлению контрафактной продукции и Управления Росздравнадзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по надзору за фармацевтической деятельностью и контролю за производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью.