Политика, экономика, борьба с коррупцией, стратегические задачи бюджета 2007 - об этом и о многом другом, несмотря на парламентские каникулы, удалось поговорить корреспонденту «47news» с председателем Законодательного собрания Ленинградской области Кириллом Поляковым.


- Кирилл Валентинович, закончилась очередная парламентская сессия. По мнению некоторых экспертов, в этот период особенно обострилось противостояние между Губернатором Сердюковым и парламентариями. Попытка сокращения числа депутатов до 36 человек в следующих созывах является тому подтверждением. В действительности есть ли какие-либо противоречия между законодательной и исполнительной властью, или обе ветви работают слаженно?

- Я бы назвал это не попыткой сокращения числа депутатов, а предложением губернатора, которое не было принято законодательным собранием. В самой Конституции указаны некоторые противоречия между ветвями власти, заложенные принципом разделения. На федеральном уровне это более четко формулируется. На уровне регионов это ужато. Разные подходы к решению проблем были, есть и будут. В конечном итоге, для этого и есть губернатор, есть депутаты, которые и определяют основные направления развития Ленинградской области. Зачастую нелицеприятное и жесткое обсуждение каких-то вопросов развития Ленинградской области выносить как конфликт – наверно, это неправильно. Это нормальный спор, а в споре, как известно, рождается истина. А работа на благо жителей как была слаженной, так и осталась таковой.


- Приближается начало избирательной кампании. Как вам кажется, возможны ли какие-либо перегруппировки во фракциях ЛеноблЗакСа или же создание новой фракции накануне выборов в областной парламент?

- Я знаю, что предложения депутатам о вступлении в ту или иную партию поступают. На сегодняшний день такие переговоры идут, но насколько они дойдут до создания фракции - сказать сложно. Большая часть из сорока шести действующих депутатов Законодательного собрания уже определилась с фракцией и партийной принадлежностью. У нас существует фракция «Единая Россия», у нас существует фракция партий «Родина» и «Российская партия Жизни», потому что в этой фракции есть представители этих двух партий, есть фракция ЛДПР, которая появилась одной из первых в областном парламенте. Конечно, создание каких-либо фракций возможно, но вряд ли. Я думаю, что предвыборная кампания переместится из стен Законодательного собрания на территорию. К сожалению, некоторые партии, которые себя называют оппозиционными, переходят от конкретной критики к популизму. Это было и будет все чаще. Они говорят, что власть делает что-то не так, а мы сделаем лучше, хотя история показывает, что лучшее – враг хорошего. Могут сформироваться и какие-то депутатские группы. Например, у нас сегодня есть депутатская группа Аграрной партии, состоящая из трех человек, которая отстаивает интересы сельского хозяйства и находит понимание своих проблем в других фракциях.


- Государственная дума запретила переход депутатов, избранных по партийным спискам, в другую фракцию. Возможны такие запреты и на уровне региона?

- Такие решения – прерогатива Государственной думы. Я только от себя могу сказать, что это решение было бы абсолютно правильным. Если тот или иной гражданин, являющийся членом партии, пришел в законодательный орган власти при поддержке партии, но не подчиняется ее решениям, - он может уйти из этого законодательного органа. А перебегать из фракции во фракцию – это неправильно, если ты получил доверие избирателей благодаря партии, с которой ты шел на выборы.


- Сейчас в области активно развивается местное самоуправление - как первый, так и второй уровни муниципалитетов. На какие препятствия наталкивается реформа МСУ, какие проблемы обострились в муниципалитетах наиболее остро?

- Одна из основных проблем – извечных – это отсутствие денег. Вторая проблема – отсутствие кадров. К сожалению, у некоторых местных руководителей нет понимания того, что они пришли работать не на себя, а на тех жителей, которые их избрали. Мы видим это по тем уголовным делам, которые появились. Но в целом, на мой взгляд, реформа абсолютно правильная. Решение местных проблем, какую улицу отремонтировать, где поставить детскую площадку, должны решаться муниципалитетами. Не до конца еще решен вопрос реформы местного самоуправления в части передачи имущества, которое является основным инструментом для выполнения полномочий местного самоуправления. Процесс передачи имущества не завершен. Законодательному собранию нужно принять около 250 законов по передаче имущества. Эта работа сейчас идет активно, но выполнена на данный момент не больше, чем на 15 процентов. По спорным объектам работает комиссия, которая создана при комитете по управлению госимуществом. Есть, к сожалению, в некоторых МСУ недоговоренности и конфликты между депутатами и администрацией местного самоуправления, зачастую эти проблемы не стоят и выеденного яйца.


В муниципалитетах есть и другая проблема. В некоторых из них после передачи полномочий на другой уровень не распущен управленческий аппарат. Сидят бездельники, которым нечем заняться. А когда человеку нечем заняться, он начинает себе искать род занятий, который, бывает, и не укладывается в рамки российского законодательства. Отсюда начинаются уголовные дела. Те временщики, которые пришли, чтобы перераспределить имущество и жить красиво, со временем уйдут. В конечном итоге население видит, кто занимается популизмом, а кто занят конкретной работой.


- Сейчас разрабатывается бюджет Ленинградской области, какие стратегические проекты и задачи в нем запланированы?

- У нас бюджет-2006 и проект бюджета-2007 являются бездефицитными, т.е. мы будем жить за счет доходов, получаемых на территории. С учетом того промышленного роста, который есть на территории Ленинградской области, в первую очередь решаются проблемы социальной направленности - в рамках «национальных проектов» и в тех параметрах, которые мы ставим для себя. Здесь речь идет об увеличении заработной платы в бюджетной сфере, об улучшении уровня жизни социально не защищенных слоев населения и так далее. Также закладываются средства на реализацию задач, обозначенных в послании президента. На следующий год у нас запланирован 11-процентный рост, и, значит, сумма социальных выплат вырастет. В Ленинградской области более половины бюджета идет на социальную сферу, на те региональные целевые программы, которые приняты Законодательным собранием и утверждены губернатором. В первую очередь мы ставим задачу по увеличению зарплаты бюджетникам - для того, чтобы привлечь в эту сферу молодых специалистов. Привлечению в бюджетную сферу молодых специалистов будет способствовать и программа обеспечения молодых специалистов жильем, которая осуществляется на территории области.


В Ленинградской области есть предложения по увеличению выплат до 10 тысяч рублей за рождение ребенка. Есть планы и по приравниванию средней заработной платы бюджетников к средней зарплате в промышленности. Если на сегодняшний день у нас она составляет около 15 тысяч рублей, то средняя зарплата бюджетников должна составить 12 - 14 тысяч рублей. В Ленинградской области уже сегодня средняя зарплата работников здравоохранения составляет 14 тысяч рублей, у педагогов же - почти 10 тысяч. Мне кажется, что нужно еще повысить процентов на 40 среднюю заработную плату, в первую очередь низко оплачиваемым категориям.


Есть очень спорное предложение по увеличению дотации для родителей, которые берут на себя обязанность воспитывать сирот из детских домов. Спорное оно в первую очередь тем, что если семья в состоянии сама родить ребенка, она от государства получает единовременную выплату и определенный социальный пакет на первые годы жизни ребенка, а если семья решила забрать ребенка из детского дома, то фактически начинает получать заработную плату. Получается некое неравенство между теми, кто может самостоятельно родить ребенка, и теми, кто его взял из детского дома. Этот вопрос достаточно спорный, и, надеюсь, мы здесь придем к какому-то консенсусу.


Также существуют программы реконструкции дорог, развития территорий для строительства доступного жилья, развития инфраструктуры, которая сегодня составляет до 30% стоимости жилья, развитие и газоснабжения и т.д. Если мы говорим о национальном проекте «Доступное жилье», то этот объем затрат государство может взять на себя.


- Санкт-Петербург в последнее время привлек и продолжает привлекать инвесторов, которые пополняют городской бюджет. Будет ли Ленинградская область извлечь какие-либо дивиденды от соседства с городом? А как область будет «заманивать» новых инвесторов и как поддерживать их деятельность?

- Сегодня как таковой цели «заманивания» инвесторов не стоит. На сегодняшний день настолько узки возможности вложения средств в строительство нового производства - как в Санкт-Петербурге, так и в Ленинградской области, - что конкуренции на этом поле практически нет. Уже возникает конкуренция между самими предприятиями по переманиванию рабочей силы. А тот инвестиционный климат, который есть на территории Ленинградской области, бесспорно сохранится. Перед нами стоит задача выявить территории, на которые инвестор придет без всяких льгот.


Что касается Санкт-Петербурга, наличие такого мегаполиса в качестве соседа позитивно влияет на формирование инвестиционного климата. Нужно определить те неразвитые территории, где есть рабочая сила, и куда нужно привлекать инвестиции. Среди наиболее благоприятных зон для инвестиций мы видим те, где есть рабочая сила и где не хватает рабочих мест. В первую очередь - это те зоны, которые расположены близко к портовым комплексам. Здесь можно строить предприятия по переработке экспортных грузов – например, завод по сжижению газа и его отгрузке в США, Канаду и другие страны. И, наоборот, через эти же порты можно проводить грузы, ориентированные на импорт, и дальше распространять их по автодорожной и железнодорожной сети.


На мой взгляд, на данном этапе Санкт-Петербург, в основном, привлекает портфельные инвестиции – например, банки. Город в этом направлении развивается и должен развиваться. Как культурная столица, город также должен переориентироваться и на туристический поток: для этого строится «Морской фасад» (морской пассажирский терминал, строящийся на Васильевском острове). Перевалку таких грузов как, например, уголь, - их еще называют «грязные грузы» - нужно переводить на территорию соседнего региона. Так что между нашими регионами не конкуренция, а конструктивная работа.


- Инвесторы Санкт-Петербурга и Ленинградской области – разные?

- В принципе да. В Ленинградской области дешевле покупка земли для инвестиций. Также преимуществом являются энергетические возможности области. Не секрет, что у Петербурга сегодня много проблем с сетевым хозяйством, с производством электроэнергии и снабжением. В Петербурге получить сегодня дополнительные энергетические мощности достаточно сложно, а Ленинградская область – это энергоизбыточный регион. Конечно, требуются инвестиции в сетевое хозяйство, но в целом стоимость подключения электроэнергии значительно ниже. Поэтому крупным производствам, требующим больших энергетических затрат, по объективным причинам дешевле располагаться в области, а предприятиям сферы обслуживания выгодней идти в Петербург.


- Руководство некоторых крупных предприятий высказывало мысли о переезде своего производства за городскую черту. Как вы считаете, актуальным ли до сих пор является этот вопрос?

- Переезд предприятий из Петербурга в область – это абсолютно правильно. Предприятия, чья готовая продукция по большей части вывозится в другие регионы, выгодней располагаться в Ленинградской области - в первую очередь, с точки зрения экономики самих предприятий. Но в этом вопросе решение должны принимать собственники предприятий. В Санкт-Петербурге земля столь дорога, что зачастую ее выгодно продать, - и этой прибыли хватит на долгое время. Новые же производственные площади можно построить там, где в конечном итоге покупают эту продукцию.


В самом Петербурге также остались неосвоенные территории – например, в южной части города, в Шушарах. Там большая промзона, где могут располагаться предприятия. В северной же части довольно плотно.


- Не так давно в России разгорелся очередной скандал, фигурантом которого стал известный в Ленинградской области предприниматель Александр Сабадаш. Не отразится ли это событие, по вашему мнению, на инвестиционной привлекательности области?

- Я бы не назвал это скандалом. Это раздутая в прессе возня - по крайней мере, конкретики никакой я не услышал. Было предложение Сергея Миронова, сенаторам, которые не участвуют в работе Совета Федерации, сложить полномочия. В итоге они должны были сделать выбор: либо они работают в Совете Федерации, либо они занимаются бизнесом. Совмещение этих двух направлений в принципе неприемлемо. Если посещаемость Совета Федерации не устраивает его руководителя, это плохо.


В Госдуме тоже есть определенная проблема. Иногда заседания тоже проходят в полупустом зале. Если депутат считает, что ему выгодно заниматься бизнесом, пусть складывает полномочия. Одновременно на двух стульях сидеть нельзя. Как такового отражения скандала в Ленинградской области нет.


- Как вы считаете, оказывает ли влияние криминал на областные власти в целом и на ЛеноблЗакС в частности? Если да, то какие антикоррупционные меры принимаются, чтобы понизить это влияние.

- На сегодняшний день у нас нет судимых депутатов Законодательного собрания. С кем общаются чиновники, мне сложно комментировать – это их право. Наверняка есть руководители предприятий, имевшие ранее судимости. Все способы влияния на органы власти достаточно жестко пресекаются. Если появляются такие факты или подозрения на факты, тут же информация уходит в органы, занимающиеся расследованием. Сегодня есть, к сожалению, случаи выявления коррупции на уровне муниципальных образований, в том числе попытки получения взяток, мы о них знаем. Все эти факты достаточно жестко пресекаются.


Алексей Яушев