Выборгский судостроительный завод во вторник, 7 июля, спустил на воду первый понтон полупогружной буровой установки «Полярная звезда» для Штокмановского газового месторождения. Власти Ленинградской области и руководство завода надеются, что в ближайшем будущем для добычи российского газа будут использоваться только отечественные буровые платформы.

«Выборгский судостроительный завод» - одно из крупнейших судостроительных предприятий в Северо-Западном регионе с весомым опытом в области коммерческого и военного судостроения. Не удивительно, что в августе 2007 года Выборгский судостроительный завод победил в конкурсе на строительство крупного российского проекта - буровой установки для разработки Штокмановского газового месторождения. Кстати, Штокмановское месторождение, куда направится буровая установка из Ленобласти, расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря в 600 километрах к северо-востоку от Мурманска. Отметим также, что установка строится по заказу «Газфлота» в интересах «Газпрома».

По данным пресс-службы Выборгского судостроительного завода, строительство установки ведется по проекту платформы MOSS CS-50 MK-II шестого поколения. Для обеспечения работы полупогружной буровой установки в суровых северных условиях в базовый проект внесен ряд изменений. В частности, приняты дополнительные меры по защите от повреждения льдом в процессе бурения и обеспечению безаварийной работы платформы.

Правый понтон полупогружной установки - заметим, что это всего лишь часть морской буровой - выглядит внушительно. Вторая составляющая нижней части установки, по словам генерального директора Выборгского судостроительного завода Валерия Левченко, будет готова к марту 2010 года, после чего все основание установки будет отправлено в Мурманск.

А вот строительство верхней части осуществляется корейской компанией Samsung, кроме того, по словам Левченко, буровое оборудование поставляется из США. Полностью состыковка буровой установки и проведение пусконаладочных работ на ней будут проходить в Мурманске. По договору с заказчиком, все работы должны завершиться в четвертом квартале 2010 года. По словам генерального директора ООО «Газфлот» Юрия Шамалова, начало работ на Штокмановском месторождении запланировано на 2014 год.

Отметим, что стоимость двух платформ, заказанных у Выборгского судостроительного завода, изначально оценивалась в 2 миллиарда долларов, однако, по словам Шамалова, эта сумма в последнее время корректировалась по причине изменения курса доллара. Точную цену на сегодняшний день гендиректор «Газфлота» назвать отказался.

По словам Валерия Левченко, предложений о строительстве третьей платформы для Штокмана Выборгскому судостроительному заводу пока не поступало. Тем не менее, присутствовавший на торжественной церемонии губернатор Валерий Сердюков, выразил надежду, что спрос на отечественные буровые установки будет расти.

Генеральный директор судостроительного завода добавил также, что на заводе продолжается техническое переоснащение. В прошлом году на эти цели было направлено 272 млн руб., в 2009 году планируется потратить «почти столько же».

Добавим, что в ходе торжественной церемонии сдачи первой очереди строительства, готовый понтон буровой установки был освящен и, по традиции, о его борт разбили бутылку шампанского.

Людмила Петрова, 47News

Фото автора

Буровая для Штокмана Фото: Людмила Петрова