Постоянная комиссия по здравоохранению и социальной политике Законодательного собрания Ленинградской области на этой неделе заслушала информацию областной контрольно-счетной палаты (КСП) о расходовании средств областного бюджета на реализацию в регионе приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2008 году, а также на приобретение дорогостоящего оборудования. В ходе слушаний выяснилось много интересного.

В ходе доклада представителя КСП было отмечено, что в 2008 году, по сравнению с 2006 и 2007 годами, самый низкий уровень финансирования нацпроекта – 1 321 596 тыс. рублей. Снижается и удельный вес в финансировании федерального бюджета. Так, в 2006 году средства федерального бюджета составляли 57,6 %, областного – 19,3, муниципальных бюджетов – 15, Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования – 8,1, то уже в 2008 году эти показатели составляли 38,4 %, 24,6 %, 26,8 % и 10,2 % соответственно. То есть с каждым годом бремя расходов на реализацию нацпроекта перекладывается «на плечи» областного консолидированного бюджета. Процент исполнения ПНП «Здоровье» в 2008 году составил 96,3 %, что тоже ниже, чем в предыдущие годы.

Несмотря на то, что в прошлом году многие показатели были не выполнены, в Ленинградской области наметилась положительная тенденция: увеличилась продолжительность жизни, смертность уменьшилась, а рождаемость, наоборот, повысилась. Кроме того, реализация мероприятия нацпроекта позволила повысить укомплектованность медицинских учреждений кадрами, увеличить расходы на выплату заработной платы медикам на 34 %.

Острую дискуссию у членов комиссии вызвала информация о приобретении медицинского оборудования для учреждений здравоохранения.

В 2008 году поступило 160 единиц оборудования для муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений, что на 166 меньше, чем в 2007 году. Количество ЛПУ, получивших оборудование, также сократилось с 76 в 2007 году до 19 в 2008-м. Такое значительное снижение поставок оборудования объясняется тем, что в 2008 году они осуществлялись только за счет средств консолидированного бюджета Ленобласти, в то время как в 2006 году федеральные средства на эти цели составляли 73,5 % , в 2007 году – 89,5 %. При этом были отмечены случаи, когда новое медицинское оборудование выходило из строя уже через 3-4 месяца после приобретения. Обсуждая этот вопрос, депутаты указали на то, что в некоторые ЛПУ оборудование поставлено не то, которое требуется. Например, по словам Светланы Шевченко («Единая Россия»), в Выборгский родильный дом куплен уникальный анализатор газов и электролитов крови, но он не подходит для детей первых семи суток жизни, поэтому он тут же «полетел». Необходимо по заявкам от лечебных учреждений закупать то оборудование, которое им действительно необходимо, для работы на котором есть соответствующие специалисты, считают депутаты.

В рамках реализации нацпроекта дорогостоящего (стоимостью свыше 1 млн. рублей) медицинского оборудования было приобретено 19 единиц, в большинстве своем все они загружены на полную мощность. На момент проверки (2 февраля – 24 апреля 2009 года) в туберкулезной больнице «Дружноселье» не использовался флюороскоп рентгенодиагностический комплекс из-за ремонта помещения для его установки, хотя акт о вводе оборудования в эксплуатацию был подписан еще в октябре прошлого года.

Также на момент проверки не все оборудование, поставленное в рамках региональной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера и развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения Ленинградской области на 2005-2008 годы», использовалось в полном объеме, а водном из учреждений здравоохранения и вовсе было запечатано.

Такие факты вызвали возмущение у членов комиссии. Не нужно покупать дорогостоящее медицинское оборудование, на котором проводят 2-3 исследования в год, оно себя не оправдывает, высказал свое мнение Николай Пустотин («Единая Россия»). Он предложил КСП проверить эффективность использования медицинского оборудования в учреждениях здравоохранения. Николай Пустотин также возмутился по поводу того, что в проверяемом периоде в Ленобласти из 306 функционирующих фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) не имели лицензии 130. Получается, что они работают незаконно. Лучше, по его словам, деньги, предусмотренные на дорогостоящее оборудование, которое не используется в полном объеме, направить на ФАПы, чтобы привести их в нормальное рабочее состояние для получения лицензий. Этот вопрос необходимо срочно решать, но решать системно, согласился с ним председатель комиссии Александр Петров («Единая Россия»).

В ходе обсуждения также было отмечено увеличение объема платных медицинских услуг населению. При этом законодательно не определен уровень ограничений по оказанию таких услуг, чтобы не допустить замещения гарантируемой государством бесплатной медицинской помощи на платные услуги.

Заслушав информацию, члены комиссии согласились поддержать предложения контрольно-счетной палаты о том, чтобы рекомендовать правительству Ленинградской области:

1. Выступить с инициативой перед правительством РФ об урегулировании порядка и условий оказания платных медицинских услуг, которые осуществляют учреждения здравоохранения всех форм собственности.

2. Приоритетной задачей для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения считать реализацию государственного и муниципального задания по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью.

3. Установить должный контроль исполнения поставщиками условий по заключенным государственным контрактам.

4. Решить вопрос по лицензированию фельдшерско-акушерских пунктов, действующих в Ленинградской области.

47News, по материалам пресс-службы ЗакСа Ленобласти