Российский солдат больше года выживал под пытками и унижениями. Его обменяли. 47news сравнил его чувства с эмоциями мирного интернета.    

Видео разговора военнослужащего из Краснодарского края, попавшего в украинский плен, журналисту нашего издания дали с СВО под честное слово не публиковать запись. Только выслушать и ознакомиться с текстом Игоря. Его так зовут.

Он вышел на службу 17 марта 2024 года и уже в мае попал в плен. Его ранили, потерял связь. Недалеко от позиций к ним вышли четыре украинских солдата, у него отобрали автомат. Повалили в "зеленку" (заросли), где легко спрятаться. Связали и увезли в Касковеевку, забрал "Азов"* (организация признана в РФ террористической и запрещена). Все сразу началось с унижений и мата.

Тем летом россияне отправились путешествовать в Турцию. Больше половины билетов – именно в эту страну. Среди других любимых маршрутов: Юго-Восточная Азия и Грузия.

– Потом, когда меня повезли дальше, не знаю, что это за села, спустили в подвал. Там начали избивать, сломали два ребра. В других подвалах – уже "Кракена"* (подразделение "Азов"*, организация признана в РФ террористической и запрещена) – подсоединяли мне ток на половой орган. Морили голодом, не давали ни воды, ничего. Регулярно выводили на улицу, связывали, клали на землю, пластиковой трубой избивали, – смотрит прямо, но словно сквозь собеседника. На лбу застыли морщины.

Игорь – небольшого роста, худой и жилистый. На лице застывшая отстраненность. В течение всего видео выражение лица остается прежним: отведенные в сторону глаза, сведенные брови. Говорит спокойно, но видно, что сдерживает эмоции. Заметная деталь: тонкие пальцы с зажженной сигаретой, которой он не затягивается. Только в самом начале стряхивает пепел.

Тем временем Петербург и Ленобласть интересует погода, ведь засыпало поздним весенним снегом. Зеленые газоны и крыши – в "белой шали". На дорогах лужи. 

Перед харьковским СИЗО его завели уже в шестой подвал – там он стал шестым пленным. Среди военных был старший лейтенант из Башкирии с топонимическим позывным. Прикладом ему сломали руку и ногу. Был и совсем юный военнослужащий – "двадцать с копейками лет", его называли тоже по месту рождения. У него был военное гражданство, контракт подписал в Краснодаре. И он попал в плен во второй раз.  

– Ему отпилили кисти бензопилой, и пацан вытек, – пока Игорь рассказывает, он часто моргает, а под конец отводит взгляд. - Закинули нам в подвал.  

– У вас ни жгутов, ничего, естественно? – задает ему вопрос собеседник.

Игорь закрывает глаза, сжимает губы и мотает головой. Подумав, отрезает: "А его мертвого закинули".

Примерно в тот день будущие первокурсники попрощались с детством на празднике "Алые паруса". Планируют поступать на программистов, режиссеров, юристов. Кого-то интересует бизнес и моделинг.

Дальше Игоря увезли в СИЗО в Харькове. Ему сломали ногу в двух местах, все так же издевались. Гипс ему не наложили, намотали доску эластичной лентой – и все. Говорит, уже не так били, просто унижали. В киевском СИЗО к пленным специально подпускали осужденных для унижений. Страшная дорога на этом не закончилась. Дальше Игоря ждал Кривой Рог в Днепропетровской области.

Осень петербуржцы встретили на пляжах. Бабье лето порадовало температурой воздуха до +28 градусов.

Среди их мучителей были и заключенные женщины – их подводили к камерам специально. Игорь вспоминает: "Визжали там, орали. "Такие вы, сякие, убийцы там, не убийцы". Потом меня этапировали в лагерь для военнопленных в Днепропетровскую область, город Покров Никопольского района".

Туда привезли 30 человек, их сразу же побили. На новом месте травили ротвейлерами. Игорю повезло – его не покусали, но погрызли многих. Когда их мыли холодной водой из шланга, охрана ухмылялась. Потом – руки за спину, лицом в землю.

Для туристов и дачников на лето подготовили дополнительные электрички по Петербургу и Ленобласти. Между двумя столицами вводят удобные рейсы. Приплывает новый водный транспорт.

– Везде практически передвижение было перебежками. Если что-то ослушался, то били дубинкой. Если что-то не так сказал, надевали пакет на голову. Естественно, избивали.

– И сколько времени ты провел в плену?

– Год и одну неделю.

Игоря освободили после обмена военнопленными между Россией и Украиной 25 мая 2025 года. Тогда на обе стороны вернулись по 1 тысяче человек. Для российских военнослужащих не обошлось без запугиваний. Перед Белорусским постом на Украине к бывшим пленным зашел "Сан Саныч".

А в метро на Невском проспекте – громкая потасовка. Возникла паника. Кто-то распылил перцовый баллончик.

– Я не знаю, что за подразделение его, даже многие без балаклавы не видели лицо. Но у него своя тюрьма там, подвалы свои. Короче, мучают голодом людей там. Собак также травят. Ломают руки, ноги, ребра. Все такое.

"Сан Саныч" сказал, что если еще раз увидит, то убивать не будет, но сделает пленных "овощами" на всю оставшуюся жизнь. Игорь говорит, что мучитель в России находится в розыске как полевой командир.

До этого 47news публиковал вроде такой же разговор с украинцем, попавшим в плен уже к российским военнослужащим. Интонация диалога была другая.
Не слышали, чтобы украинским пленным грозила судьба Игоря.

Софья Новоселова,
47news

* Организация признана в РФ террористической и запрещена.