Для постороннего наблюдателя жизнь в вертолетном полку напоминает работу транспортной автоколонны. Например, заправляют вертолет также как и автомобиль из специального пистолета. Правда, тут в бак заливают не бензин, а керосин, зато заправщик приезжает прямо к вертолету, рассказывает НТВ.


Как везде, порядок есть порядок — заправили, расписались в получении 250 литров топлива. Параллельно проверяют все системы. Автовладельцы начинают проверку с тормозов, авиаторы совсем с других агрегатов.


Андрей Рясин, командир экипажа: «Проверяют гидросистему, работу двигателей, проверяют высотомер. Потому что высота — самое главное для летчика. В опасных условиях не хватает высоты».


Короткая передышка в курилке под рябиной. Затем все собираются на то, что у гражданских называется производственной летучкой: командир проверяет, все ли на месте, синоптик рассказывает погоду, штурман объясняет, куда и на какой высоте лететь, ответственный за связь напоминает частоты и позывные запасных аэродромов, затем все выходят наружу и начинается самое интересное.


Пеший полет. Каждый из пилотов, включая командира, изображает собой вертолет. Некоторые — Ми-24, остальные — Ми-8. Очень наглядно.


Затем заводят двигатели и приступают собственно к работе. Обычные тренировочные полеты, которые здесь происходят два раза в неделю. Упражнения, на первый взгляд, не очень сложные. Но это только на первый взгляд.


Абсолютная боевая ситуация. Два Ми-8 опускаются ближе к земле, чтобы забрать своих солдат либо высадить десант. В этот момент сверху их прикрывают Ми-24. Кажется, просто, но, на самом деле, это очень опасно. Потому что вертолет особенно уязвим во время взлета и во время посадки.


Почти все летчики 332 отдельного вертолетного полка воевали в Афганистане или в Чечне, поэтому важность таких занятий объяснять никому не надо. Командир также обязан налетать определенное количество часов. Что и делает с видимым удовольствием.


Василий Лешан, командир 332 отдельного гвардейского вертолетного полка: «Стараюсь каждый день летный не упускать. Иные задачи порой не позволяют этого делать».


То, что для гражданских — романтика, для пилотов — рутина. Заходящий на цель Ми-24, которого летчики любовно называют крокодилом, уже не вызывает у них никаких эмоций. Они так и говорят: «Работаем по цели». Затем заканчивают работу и возвращаются домой.


Но даже зная о всех трудностях гарнизонной жизни, когда поднимаешься в небо хотя бы на несколько сотен метров и видишь то, что обычно видит пилот вертолета, хочется бросить все и уйти в авиацию.