Где-то в Гатчинском округе совершенно точно растет четыре сотни гектаров леса, а где – никто не знает. Можно рубить, пока выясняют.

Гатчинский городской суд 10 июля по иску прокуратуры обязал администрацию округа провести мероприятия по лесоустройству, сообщили 47news 16 июля в ведомстве. Разбирательству предшествовала проверка, которая показала, что есть нарушения требований лесного законодательства: у чиновников не оказалось данных, где в муниципалитете есть леса.

- Установлено, что администрацией Гатчинского муниципального округа длительное время не проводится лесоустройство. Устаревшие данные и отсутствие точной информации о местоположении лесов препятствуют надлежащему выполнению мероприятий по сохранности лесных насаждений, - отмечает прокуратура.

Лесоустройство, если в широкую клетку, – это инвентаризация лесов, определение их границ и характеристик, планы по их сохранению, воспроизводству и другие мероприятия.

Как уточнили в прокуратуре, речь о городских лесах на землях населенных пунктов (принадлежат муниципалитету, в отличие от тех, которые на землях лесного фонда и в собственности федеральной). В ходе проверки выяснилось, что в государственном лесном реестре на территории округа 417 гектаров городских лесов, при этом по документам у администрации нашлось всего 17 гектаров в Кобрино. Вопрос в том, где остальные 400.

Как выяснил 47news, в администрации Гатчинского округа и сами хотели бы это узнать. По их сведениям, в реестре числится даже не 417, а 418 гектаров. В ответе чиновников нашему изданию говорится, что сведения о том, где эти гектары находятся и что из себя представляют, не содержатся ни в генпланах поселений, ни в каких-либо других имеющихся документах. В 2024-м году администрация пыталась выяснить это в Рослесхозе, Ленобллесхозе, Леноблесе и комитете по природным ресурсам. "По результатам всех ответов на данные запросы получить информацию не представилось возможным", - заключили чиновники.

- Получается, никто не знает, где в округе лес? – спросил 47news у главы администрации округа Людмилы Нещадим.

- Так и есть, - коротко признала она.

Подробнее развернул председатель комитета муниципального контроля администрации округа Александр Беляев. По его словам, 418 гектаров были внесены в реестр, вероятно, еще в советские годы, когда действовали другие законы. Сейчас же, чтобы признать лес городским, нужен внушительный объем документов, которые нужно согласовать с Рослесхозом. И документы эти готовятся.

- Просто так ткнуть пальцем и сказать, лес это или не лес, мы не можем, для этого нужно провести большую работу и получить приказ Рослесхоза. Поэтому нами заключен контракт, подрядчик сделает заключение, потом эти документы мы отправим в Москву, - рассказал собеседник.

Точнее, по данным чиновника, уже исполнен контракт на проведение космической съемки в границах населенных пунктов. В 2025-м заключен еще один на выявление в этих границах земельных участков, покрытых лесной растительностью, и проведения на них полного комплекса лесоустроительных работ в этом и 2026-м годах.

По данным портала Госзакупок, соответствующий контракт датируется 13 мая 2025 года со сроком исполнения до декабря 2026-го, стоимость 5 миллионов рублей, подрядчик – ООО "Костромалесинвентаризация".

Чтобы дать заключение, специалисты в том числе пешком должны походить по потенциальным лесам. Так может выясниться, что это и не лес вовсе, а "лесная растительность". Ожидается, что нужные гектары будут оформлены официально в 2027-м году. Пока же, в декабре 2024-го, создано Кобринское лесничество, куда вошел выявленный в поселении городской лес. Планируется, что оно объединит и другие леса, если они официально подтвердятся.

- Если территория с лесом, который на бумаге не лес, в поселении уже определена, например, под ИЖС? - спросил 47news у Беляева.

47news рассказывал про Мельничный лес в Вырицком поселении, которого как леса нет на бумаге. Часть этой территории отнесли к зонам ИЖС и общественно-делового значения.

- Еще до полевых работ, если аэросъемка показала лесную растительность, мы пишем в теруправления о том, чтобы они это имели в виду: возможно, там будет лес. И если планировали застройку, придется менять правила землепользования и застройки, - объяснил Беляев и заметил, что пока статуса нет и контроля, нет и защиты, в том числе от вырубки.

- Вы направляли запросы, что конкретно вам отвечали?

- Кроме того, что площадь 418 гектаров, ни у кого других данных нет. Поскольку сведения в реестре давние, думаю, такая проблема не только у округа.

Для примера, в администрациях Ломоносовского и Приозерского районов 47news ответили, что в государственном лесном реестре нет городских лесов на их территориях. "Земельные участки бывшего Гослесфонда, включённые ранее в черту населённых пунктов, все в федеральной собственности. Мы просили передать нам около 100 гектаров под городские леса, разработали проект освоения лесов, потратили деньги, но получили отказ", - признал глава администрации Приозерского района Александр Соклаков.

В комитете по природным ресурсам региона (Ленобллес и Ленобллесхоз – подведомственные структуры) 47news сообщили, что и не должны знать, где на территории округа городские леса.

- По закону, при наличии лесов на землях населенных пунктов, администрации обязаны организовать лесничество. Это их полномочия, комитет в этом процессе не участвует, - подчеркнули там.

По данным комитета, в Ленобласти 6 миллионов гектаров лесов, из них 5,7 млн – на землях лесного фонда, соответственно, 0,3 млн могут быть на землях промышленности или сельхозназначения, но также и городскими.