По требованию Ломоносовской прокуратуры устранены нарушения действующего законодательства в нормативных документах образовательных учреждений, ущемляющие интересы детей и их родителей.

Прокуратурой Ломоносовского района Ленинградской области проведена проверка положений о должностных правах, обязанностях, содержании деятельности классного руководителя, действующих в муниципальных общеобразовательных учреждениях района. Проверка показала, что в нарушение действующего законодательства в Гостилицкой средней школе за классным руководителем закреплено право «получать информацию о физическом и психическом здоровье детей и подростков».

Как сообщили корреспонденту 47News в пресс-службе прокуратуры Ленобласти, это положение прямо противоречит требованиям ст. 8 Закона РФ от 02.07.1992г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ), запрещающей требование сведений о состоянии психического здоровья, а также ст.ст. 30 и 31 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержденных ВС РФ 22.07.1993г. №5487-1 (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 №309-ФЗ), в соответствии с которыми информация о состоянии здоровья предоставляется гражданину (или - в случаях, предусмотренных ст. 24 Основ — его законному представителю). Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные ст.61 Основ (запросы соответствующих органов).

Аналогичные нарушения выявлены в положениях о классном руководстве еще в 13 школах района.

Кроме этого, положение должностных обязанностей классного руководителя Ропшинской школы признано противоречащим законодательству об образовании, а также о благотворительной деятельности и благотворительных организациях.

Так, в разделе «Основные направления деятельности классного руководителя» за классным руководителем закреплена функция мобилизации усилий детей (и родителей) для ремонта школы.

Согласно же ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

По закону понятие «благотворительная деятельность» характеризуется как добровольная деятельность граждан по бескорыстной передаче имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Внесение денежных средств (пожертвований) физическими лицами возможно только на добровольной основе целевым назначением.

Таким образом, ни решения родительских собраний, ни нормативные документы образовательного учреждения не правомочны устанавливать обязательные условия осуществления благотворительной деятельности.

По результатам проверки на все незаконные акты прокурором были принесены протесты руководителям общеобразовательных учреждений. Протесты рассмотрены, нарушения закона устранены.