В ходе заседания областного правительства обсудили итоги исполнения Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Ленинградской области в 2008 году.

Как сообщили 47News в департаменте информации областного правительства, участие в реализации Территориальной программы приняли 98 медицинских организаций, из которых 58 – муниципальные, 35 – государственные и еще 5 - ведомственные, федеральные лечебно-профилактические учреждения и негосударственные учреждения здравоохранения. При этом большинство учреждений (67) работали в системе обязательного медицинского страхования (ОМС).

Как отметил председатель комитета по здравоохранению Ленинградской области Александр Окунев, программа выполнена на 106%. Фактическое финансирование за счет средств бюджетов составило 114% от запланированного, в том числе областного – 106% и муниципального - 127%. Причина корректировки бюджетов – увеличение расходов на повышение заработной платы с 1 февраля прошлого года, а также проведение текущего и капитального ремонта медицинских учреждений, приобретение оборудования и транспортных средств.

В общей структуре расходов программы наибольшая доля приходится на финансирование круглосуточного стационара - она составляет 50,9%, амбулаторно-поликлинической помощи - 23,9%. На такие виды медицинской помощи, как финансирование ФАПов, службы переливания крови, бюро судебно-медицинской экспертизы, патологоанатомических бюро, финансирование санаториев, домов ребенка, льготный отпуск лекарственных средств, было затрачено 14,3% от всех расходов.

Если говорить о подушевом нормативе финансирования Территориальной программы, то этот показатель составил в среднем 6 036 рублей, что составляет 106% от утвержденного норматива.
В соответствии с концепцией реструктуризации медицинской помощи в Ленинградской области производится сокращение объемов стационарной помощи. В 2008 году коек стало меньше на 603, а посещений амбулаторно-поликлинических служб стало больше почти на 250 тысяч.

Однако в системе здравоохранения Ленинградской области все еще имеет место недоукомплектованность кадрами; она составляет порядка 25 процентов. Как отметил губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, необходимо создать достойные условия работы, чтобы привлечь специалистов в медицинские учреждения, в том числе и врачей частной практики.

В Ленинградской области был проведен эксперимент по переходу на целевое бюджетирование, ориентированное на результат, и одноканальное финансирование в сфере здравоохранения. В рамках этого эксперимента, начиная с 2008 года, все учреждения здравоохранения Ленинградской области, работающие в системе ОМС, были переведены на преимущественно одноканальное финансирование. Осуществился этот процесс путем передачи средств бюджета в программу обязательного медицинского страхования, в связи с чем доля средств ОМС в общем объеме значительно увеличилась.

На повышение качества оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения повлияло внедрение новой модели оплаты по механизму фондодержания, что в рамках эксперимента отрабатывается в муниципальных учреждениях здравоохранения “Лодейнопольская ЦРБ” и “Сланцевская ЦРБ”. Следует отметить, что применение данного механизма привело к расширению профилактической направленности медицинских учреждений (удельный вес профилактических посещений увеличился на 24%) и, что особенно важно, к активному выявлению онкологической патологии - до 74%.

В 2008 году наметилась положительная тенденция по снижению и стабилизации демографических показателей: на 1% снизилась общая смертность населения, на 2,9% - смертность трудоспособного населения. Показатель рождаемости в 2008 году увеличился на 5,4%.

Одним из основных инструментов влияния на качество медицинской помощи явилось внедрение в 2008 году на территории Ленинградской области стандартов медицинской помощи. На данный момент внедрено более 90 медико-экономических стандартов. Это позволило гарантировать пациентам определенный курс лечения с необходимым перечнем лекарственных препаратов и их финансовое обеспечение. Появилась возможность контролировать процесс оказания медицинской помощи.

Реализация всех этих мероприятий в рамках Территориальной программы позволила улучшить качество и культуру обслуживания больных, способствовала улучшению показателей, характеризующих состояние здоровья населения области, повысила качество лечебно-диагностического процесса в учреждениях здравоохранения.