Новый пункт пропуска через российско-финляндскую границу появится на Сайменском канале в районе шлюза Пялли.

Как сообщает "РБК-daily", объект будет открыт на западном берегу канала. Под его сооружение отведено около 0,5 км береговой линии. Планируется, что причалы пропускного пункта смогут одновременно принимать два грузовых и пятнадцать прогулочных судов в день. В свете грядущего подписания договора между Россией и Финляндией о передаче в аренду финской стороне российской части Сайменского канала определение места для строительства пункта пропуска – важное и своевременное решение.

На прошлой неделе под председательством Уполномоченного РФ по Сайменскому каналу, статс-секретаря – заместителя министра транспорта Сергея Аристова прошло межведомственное совещание, в ходе которого обсуждались наиболее серьезные проблемы, связанные с сооружением объекта. «Речь шла в первую очередь об оптимизации стоимости работ и о соблюдении режима безопасности», – сообщили РБК daily в пресс-службе Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница).

Сайменский вопрос уже более полувека является дискуссионным в отношениях России и Финляндии. Уникальное гидротехническое сооружение, построенное в 1845–1856 годах и реконструированное в 1963–1968 годах, начинается в российском Выборге и заканчивается в финской Лаппеэнранте. Канал соединяет Выборгский залив на Балтике с озером Сайма, обеспечивая судоходное сообщение Восточной Финляндии с Россией и Европой. По водной магистрали осуществляются грузовые (древесина и прочее сырье) и пассажирские перевозки. Для финнов это не только экономически, но и социально значимый объект: канал обеспечивает работой около 30 000 человек. Через Сайменский водный путь переброшено 12 автомобильных мостов (шесть расположены в России, и шесть – в Финляндии). Еще два моста – по одному в каждой из стран – являются железнодорожными.

По условиям перемирий от 1940 и 1944 годов, подписанных по итогам советско-финской войны, часть Сайменского канала отошла к СССР. Договор между СССР и Финляндской Республикой о передаче части канала был заключен в 1962 и ратифицирован в 1963 году. Согласно договору, находящаяся на бывшей советской, а ныне российской территории часть канала и остров Малый Высоцкий были арендованы Финляндской Республикой до 2013 года. С 1963 года из 42,9 км Сайменского водного пути в Финляндия арендует у России 19,6 км. На российском участке расположены 5 из 8 шлюзов канала.

В соглашении между СССР и Финляндией о пассажирском движении по Сайменскому каналу, подписанном в 1990 году, было зафиксировано, что по водной артерии могут проходить торговые, пассажирские и прогулочные суда не только под советским и финским флагом, но и под флагами третьих стран, однако пограничный контроль и финансирование его работы остались обязательствами нашего государства.

С тех пор ежегодная арендная плата за использование канала, вносимая финской стороной, составляет примерно 300 тыс. долларов в год. Однако в настоящее время общие расходы на содержание канала значительно превышают эту сумму. Долгое время сопредельные страны не могли договориться, за чей счет финансировать ряд необходимых мероприятий. В связи с этим работа контрольных служб нередко осуществлялась с задержками: пограничники препятствовали открытию навигации в канале, добиваясь, чтобы одно из сопредельных государств выделило деньги на улучшение технических и бытовых условий их работы.

В настоящий момент российская сторона высказывает заинтересованность в обустройстве пункта пропуска на Сайменском канале. Предполагается, что в будущем Росграница возьмет на себя значительную часть этих обязательств. На сегодняшний день ведутся переговоры о подписании нового двустороннего соглашения, которое станет логическим продолжением договора 1962 года. Несмотря на существующие противоречия, и Россия, и Финляндия заинтересованы в том, чтобы навигация на канале была более интенсивной, проходила без нарушений и приносила доходы в казну государств.