Как бы ни старалось государство, ЖК "Бель Виль" в Тосненском районе Ленобласти не могут достроить. За полтора десятка лет их дома превратились в декорации к фильмам про мошенников.
В крайне сложную ситуацию попали покупатели квартир жилого комплекса "Бель Виль", купившие их более пятнадцати лет назад. Находится ЖК в Фёдоровском поселении Тосненского района. С завистью они смотрят не только на обманутых дольщиков, которым государство помогло достроить их квартиры или выделило компенсацию. Но даже на тех, кто просто достроил дома своими силами и, пусть и не получил разрешение на ввод в эксплуатацию, зато может там жить. Свои же неполучившиеся квартиры они видят по телевизору. По крайней мере, именно в "Бель Виль" снимали одну из серий сериала "Великолепная пятёрка", как раз про мошенников-застройщиков.
Фото и видео в материале - читатели 47news
Как вспоминают дольщики, заключили договора купли продажи с ЗАО "ИК "Павловский Посад" они ещё в 2007-2008 годах, но девелопер почти сразу прекратил работу. Появиться должно было семь объектов, высотой до четырёх этажей, продано 103 жилых помещения. Уже в 2010 году застройщик был признан банкротом и ликвидирован по результатам конкурсного производства в 2016 году.
Заместитель председателя Госстройнадзора Алексей Пасько рассказал 47news, что время, когда застройщик обанкротился, сыграло с дольщиками злую шутку. По современным законам, после банкротства девелопера покупатели, к примеру, могут организовать жилищно-строительный кооператив (ЖСК) и получить право на объект незавершённого строительства.
- Когда закрутилась эта история, действовали другие законодательные нормы. Тогда имущество застройщика никому не передали, он просто был ликвидирован. Граждане же организовали три разных ЖСК, но они не стали правопреемниками застройщика, - пояснил он.
По словам чиновника, в двух ЖСК, "Павловский Посад Бель Виль" и "Круговая дом 1", в частном порядке люди подавали в суд и добивались того, чтобы признали право на часть объектов незавершенного строительства. Третий кооператив, "10-й квартал", тоже претендует на часть имущества застройщика. В результате существуют три ЖСК, и каждый по-разному является правопреемником застройщика, соединить их воедино тяжело.
- Ни под какие критерии они сегодня не попадают. Получился правовой коллапс. На данный момент мы хотим, воспользовавшись тем, что один из ЖСК в банкротстве и получил конкурсного управляющего, объединить все три. Тут уже появятся какие-то механизмы, - добавил он.
Хоть "Павловский Посад" включен в реестр недобросовестных застройщиков ещё в 2016 году, под процедуру через федеральный Фонд помощи обманутым дольщикам эти граждане не попадают. Единственным выходом остаётся пройти процедуру по региональному законодательству. Из инструментов – найти инвестора, который поможет достроить дома и взамен получит от государства какие-либо преференции, вроде превышения нормативов строительства или землю.
Тем более, как рассказал Пасько, в этом случае рядом с местом стройки есть неплохой кусок земли. Его вполне можно было бы выделить "для реализации масштабного инвестиционного проекта". Однако, и тут не везёт: объявился некий гражданин Новиков, который сейчас судится с администрацией Фёдоровского поселения. Якобы у него есть пай именно на эту территорию. Рассмотрение дела в суде приостановлено на неопределенный срок, поскольку истец находится в зоне специальной военной операции. Кроме того, на земельный участок наложен арест в связи с принятием мер по обеспечению иска.
Самим дольщикам, понятное дело, не становится легче от объяснений и судебных разбирательств. "Мы уже полагаем, что на эту территорию кто-то из местных имеет большой интерес, и нас там категорически не хотят. Стоимость сотки земли за торгах начинается от 1 млн. рублей Озвучиваются все возможные идеи реализации участка, кроме нас", - рассказала одна из них, Светлана Сивак.
Также она настаивает, что ей и коллегам по несчастью надоело ждать инвестора. "Мы все кого-то ждем, якобы ведутся переговоры и условия, составляется соглашение. А по факту не происходит ничего. Оставленные дома и территории вокруг них заросли лесом, брошенная стройплощадка стала живой декорацией для съемок фильмов про мошенников", - говорит она.
В правительстве Ленобласти, тем временем, настаивают, что не снимают объект с контроля. "Судя по моему опыту, это супер-редкий кейс, таких примеров в Ленобласти нет. Но ситуация не совсем безвыходная, осталось найти инвестора", - видит перспективу Алексей Пасько.
С его слов, с инвесторами действительно идут переговоры, но сегодня не столь однозначная ситуация, чтобы какая-то компания дала принципиальное согласие.
Отметим, с обманутыми дольщиками, которым Ленобласть могла помочь, покончено в декабре 2024 года. Всего с 2019 года были восстановлены права более 40 тысяч граждан, исключены из единого реестра проблемных объектов 423 долгостроя.
В стране в целом на сегодняшний день, согласно данным Единого реестра проблемных объектов, недостроенными числится 101 дом в 25 регионах. Общая площадь проблемных домов – 939 тысяч квадратных метров, домов – 65.