Гимназисты из Соснового Бора накуролесили побольше хулиганства, а ровно 80 лет назад осудили схожую шайку. Они терроризировали Невский проспект. Говорят, расстреляли сына генерала.  

Вскоре после снятия блокады в Ленинграде стремительно начала расти преступность. "Днем и ночью в центре города и на его окраинах идет ожесточенная борьба между милицией и преступным миром", — писала в те дни ведомственная газета ленинградской милиции. Отходящий от войны город наводнили банды профессиональных уголовников и не уступающие им в жестокости подростковые группировки. С оружием не было проблем ни у тех, ни у других. 

Рассказывает историк, журналист Лев Лурье: "Хотя война закончилась, милицейские отчеты напоминают сводки о боевых действиях. В городе грохочут выстрелы, гибнут простые граждане и сотрудники милиции. Раздобыть боеприпасы не составляет труда, ведь четыре года вокруг Ленинграда шли бои. Подростки собирают по лесам стволы, как грибы… Подростковые шайки действуют скопом, снимают с прохожих прямо на улице пальто, ботинки, драгоценности, вырывают карточки, воруют белье с чердаков". (ист. – Фонтанка.Ру. 28.12.2020)

1 (23).jpg На Казанском соборе, октябрь 1941. Ист. фото - waralbum.ru

В ночь на 24 июня 1944 года из Казанского собора, в стенах которого размещался Музей истории религии, а также находились могила Кутузова и выставка, посвященная жизни полководца, похитили бюст фельдмаршала на бронзовом постаменте. И дело даже не в том, что бюст представлял какую-то там историческую ценность. Важнее то, что в годы войны светлейшего князя подняли на щит и взялись использовать в пропагандистских целях. Так, в частности, в июле 1942 года в СССР были учреждены ордена Кутузова 1-й и 2-й степени, а в марте 1944 на экраны вышел художественный фильм "Кутузов", создатели которого удостоились Сталинской премии. 

Раскрыть кражу из музея по горячим следам не удалось. А месяц спустя, 23-го июля, в городе было совершено куда более … Снова ночью неизвестные, вышибив дверь главного входа, вошли в здание школы №206, что на набережной Фонтанки. Здесь, взломав замки, они проникли в столовую, по-видимому, движимые желанием разжиться продуктами. Не обнаружив таковых, преступники прошли в помещение кухни, намереваясь порыться в кладовых, и наткнулись на сторожиху Нарышкину. Опасаясь, что крики женщины привлекут внимание, один из злоумышленников достал нож... Итог – 7 нанесенных резаных ран лица, шеи и грудной клетки. Она осталась жива случайно. 

2 (25).jpg Из стен основанной в 1880-ом школы №206 (наб. реки Фонтанки, 62) вышли Аркадий Райкин, Сергей Довлатов, Иван Ефремов, поэты Евгений Рейн и Николай Тихонов. Ист. фото – Игорь Шушарин

Теперь, по прошествии восьми десятилетий, доподлинно неизвестны обстоятельства раскрытия этого преступления. Может статься, пришедшая в себя Нарышкина опознала кого-то из нападавших. Не исключено, что сотрудники УР, подняв милицейскую статистику, сопоставили сей разбойный налет с другим преступным эпизодом. А именно: чуть раньше, в ночь на 19-е июня, в школе уже совершалась кража. Тогда из директорского кабинета оказались похищенны продукты питания, которые директор долгое время собирал для отправки в эвакуацию своим дочери и внукам (банка варенья, крупа, соль, сахар). Учитывая, что за столь короткий период преступники дважды заходили на один объект, напрашивалась версия, что искать грабителей следует среди лиц, имеющих отношение к школе №206. И вскоре такой круг лиц был очерчен. Подозреваемыми оказались школьники. 

Рассказывает Лев Лурье: "Шайки шпаны были организованы по топографическому и феодальному принципу. Их костяк составляли молодые люди, обитавшие в родном дворе или квартале. Во главе стояли один или два вожака, которые, как правило, уже имели неприятности с милицией. Время от времени происходили схватки между дворами, кварталами… Все школьники обязаны были соблюдать лояльность по отношению к этим хозяевам уличной жизни и платить дань. Взамен им обеспечивалась безопасность от чужаков в родном квартале" (Ист. – Фонтанка.Ру. 28.12.2020)

По мере накопления информации стало очевидным, что речь идет о самой натуральной банде. У истоков ее создания стоял 17-летний Борис Королев, объединивший вокруг себя ряд учеников 206-й школы: Юрьева (Дон Жуан), Рядова, Еранова, Иванова (Бутуз). Была в банде и своя Королева - школьница М. Красовская. К сложившемуся костяку примкнули трудные подростки из числа воспитанников школ фабрично-заводского обучения и ремесленных училищ. Как установит следствие, в лучшие для банды Королева времена ее численность доходила до трех десятков человек. 

3 (20).jpg Борис Королев. Фото из музея ГУ МВД Петербурга. Ист. фото – из архива автора

Четко выраженной специализации не было - занимались всем подряд: квартирные кражи, разбои, хулиганство. При этом все по-взрослому – с оружием. Так, в один из сентябрьских дней 1944-го постовой милиционер 27-го отдела милиции тов. Леушин, заметив в сквере на площади Островского группу подростков, выясняющих между собой отношения кулаками, поспешил вмешаться в конфликт. И тогда один из участников потасовки - сам Король, - достал нож и нанес Леушину удар в шею. Рана оказалась неопасной, но сам факт нападения на милиционера свидетельствовал об отмороженности главаря. Ну да клевреты в этом смысле были ему под стать. 

5-го октября четверо "королевичей" предприняли попытку взлома квартиры в доме на улице Песочной. Подросткам удалось взломать один из дверных замков, когда к адресу прибыл наряд милиции, вызванный бдительными соседями. Задержали лишь одного (Казакова), при нем были обнаружены воровские инструменты. Узнав об аресте подельника, Король и его приближенные ушли... Но не в бега, а запой. 

Основательно "разговевшись" утром 6-го октября, далее, в течение светового дня, они последовательно совершили несколько дерзких выходок (одной из жертв, 16-летней девушке, пришлось провести на больничной койке около 2 месяцев), и ближе к ночи снова оказались в сквере перед Пушкинским (ныне - Александринским) театром. Один из подручных Короля предложил попробовать новое развлечение - изнасилование. Король идею одобрил. 
Первой намеченной жертве удалось вырваться, в качестве трофея преступникам досталась дамская сумочка. Сорвалась и вторая попытка. А вот проходившей поблизости бойцу штаба ПВО Зайцевой не повезло: угрожая ножами, малолетние бандиты затащили девушку в стоящую в сквере будку, заткнули рот носовым платком и … 7 раз.  

4 (19).jpg Иллюстрация Михаила Гавричкова к документальному книжному проекту «Происшествия» (Санкт-Петербург, издательство «Красный матрос»). Ист. фото – из архива автора

Это была уже агония... 7-го октября милиция выехала на задержание Короля. Он оказал бешеное сопротивление: отстреливаясь из пистолета, ранил одного из милиционеров; пытаясь уйти проходными дворами, ворвался в частную квартиру. И все же Короля взяли. Живым, хотя в сложившейся ситуации могли не церемониться. Начались аресты других членов банды. В ходе обысков было изъято: 9 пистолетов, финские ножи, кастеты, 20 мужских костюмов, 12 женских шуб, деньги на общую сумму 50 тысяч рублей, прочие ценности и орудия преступлений. В том числе, обнаружили бюст. Тот самый, из Казанского собора. Собранных к тому времени доказательств и свидетельских показаний оказалось выше крыши. Понимая это, члены банды, включая главаря, торопились давать чистосердечные показания и на допросах беспощадно топили друг друга...

Рассказывает доктор исторических наук Никита Ломагин: "Во главе стоял подросток, судя по всему, из золотой молодежи блокадного Ленинграда - как ни удивительно, такая тоже была. Это доказывается тем, что лихие подростки после своих рейдов ходили пировать в ресторан "Метрополь", а зачуханные беспризорники туда так просто не войдут… Меня интересовал феномен Бориса Королева - даже не всей его банды, а этого мальчика, который принадлежал к особенной прослойке. В дневниках Островской, Шапориной упорно пишут, что он был сыном генерала". (ист. – "Контрасты блокадного города" // "Петербургский дневник", 27.01.2020)

5-1 (1).jpg архив автора

В апреле 1945 года ленинградские газеты проинформировали читателей о том, что "военный трибунал войск НКВД Ленинградского округа на днях разобрал дело группы преступников, возглавляемой Б. Королевым. Группа систематически занималась грабежами и попойками. В сентябре 1944 года Королев с сообщниками напали на бойца штаба МПВО тов. З. и изнасиловали ее. При аресте Королев оказал вооруженное сопротивление. Военный трибунал приговорил Королева к расстрелу. Остальных участников группы — к различным срокам лишения свободы". 

5-2.jpg архив автора

В документальной книге "Непримиримость" (1988), рассказывающей об истории ленинградского УР, есть эпизод, посвященный банде Короля. Он завершается фразой: "Главарь шайки по приговору суда был расстрелян". Между тем, 20 лет спустя, в очерковом сборнике "Уголовный розыск: Петроград-Ленинград-Петербург" (изд. "Астрель-СПб", 2008), история банды финалится иначе. А именно: "Но... Королев не был расстрелян. 12 мая 1945 года решением Военной Коллегии Верховного Суда СССР в связи с Победой над фашистской Германией в Великой Отечественной войне смертную казнь ему заменили 10 годами лишения свободы". 

Если это и в самом деле так, то… хорошо иметь папу-генерала.