С начала года бахнуло на четырёх танкерах — один раз на Балтике в Ленобласти и трижды в Средиземном море. Все, кто получил пробоины, везли российскую нефть и нефтепродукты либо из Усть-Луги, либо из Новороссийска.

Танкер Koala громыхнул в порту Усть-Луга, следом Seajewel в итальянской Савоне,  Seacharm пострадал у берегов Турции, а ещё один танкер - Grace Ferrum — имел неприятности у берегов Ливии. Всё это за полтора месяца.

Так как пострадавшие суда активно работали на наливные терминалы в российских портах, инциденты окрестили охотой на "теневой флот". Сегодня это понятие объединяет примерно 700 танкеров, то есть 15% мирового торгового флота. Как правило, это старые суда с анонимными владельцами и подозрительной страховой историей, задействованные в перевозке российских углеводородов в обход санкций. Примерно 35% из этих 700 челноков уже в различных санкционных американских и европейских списках.

Первым нехитрую статистику происшествий в тенденцию объединил профильный Lloyd's List — старейший страховщик планеты. Свой ежедневный бюллетень от 20 февраля LL открыл анализом четырёх танкерных взрывов.

photo_2025-02-21_16-54-52.jpg

Lloyd's List Daily Briefing 20 февраля 

На отраслевом разборе помародёрствовали корреспонденты зарубежных информагентств. Они отцепили из занимательной хронологии "Ллойда" усть-лужский взрыв танкера Koala. Получилось еще таинственней — три судовых взрыва в границах одного Средиземноморского бассейна. Событие стало беспрецедентным для региона в масштабах десятилетия. В такой же форме повестку подхватили российские деловые, и не только, медиа.

"Общим для этих судов, по-видимому, является то, что они работали на порты России, либо экспортируя груз непосредственно с российского терминала, либо перевозя российскую нефть", - объединил в предложение свои подозрения главный судоходный рупор планеты. Отметим, что LL – это уже давно не просто листок морских катастроф, но и Lloyd's List Intelligence. Если совсем просто, то это ценимый всеми журналистами полулюбительский сервис marinetraffic, но для финансово обеспеченных профессионалов судоходного рынка, с корректной навигацией, богатой статистикой и документацией.

Первый инцидент произошёл у берегов Турции с 17 на 18 января и связан с танкером Seacharm. О нём не было широко известно прежде. Однако зарубежные СМИ, ссылаясь на "свои источники в судоходной отрасли", сообщали о "взрыве" и "дыре в обшивке борта". Собранные обломки отправлены на экспертизу в службу безопасности. Любопытным выглядит последующий заход танкера на греческий судоремонтный завод Скарамангаса, где он провёл десять дней.

По данным 47news, в последние два года танкер Seacharm активно работал на Новороссийск. Крайняя погрузка на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК, порт Новороссийск) состоялась в начале декабря 2024-го. На тот момент оператором судна выступала греческая THENAMARIS SHIPS MANAGEMENT, а конечным собственником была FABIAZZO NAVIGATION LTD с Маршалловых островов. Как правило, из Цемесской бухты загруженный нефтепродуктами Seacharm уходил на Румынию или итальянские порты.

Свидетельство об управлении безопасностью судна Seachrm

Второй инцидент — Grace Ferrum -  датируется началом февраля. Это не просто танкер, а химовоз. По данным, Lloyd's List  судно получило повреждения у берегов Ливии и, более того,  потребовалось спасательная операция.

По данным 47news, за месяц до ливийских событий, в начале января, Grace Ferrum имел гастроль на Балтике. Новый год судно втсретило в Большом порту Санкт-Петербурга, а потом на пару дней зашло на пару дней на терминал "Портэнерго" (оператор "Сибур") в порт Усть-Луга.

Если по бумагам, то за коммерцию и деловые разговоры с фрахтователями Grace Ferrum сейчас отвечает CYMARE NAVIGATION FZC из Объединённых Арабских Эмиратов. Судно закреплено за морским регистром Либерии. Судовладельца искать тоже в Африке, спросить GRACE FERRUM SHIPPING LIMITED.

photo_2025-02-21_16-56-12.jpg

Международное свидетельство об охране судна  Grace Ferrum

Третий, наверное, самый громкий случай, произошёл утром 9 февраля в порту Усть-Луга в Ленинградской области. Загруженный почти 130 тысячами тонн мазута танкер Koala был готов уйти, но так и не отошёл от причала комплекса наливных грузов "Усть-Луга Oйл". Подведомственное министерству транспорта агентство Росморречфлот сообщит предварительную версию о взрыве в машинном отделении.  Через десять дней на "сумчатом" танкере заделали три пробоины. На очереди операция по отогреванию и откачке мазута, а следом буксировка судна на усть-лужский рейд.

С историей танкера Koala можно ознакомиться в материале 47news "Карусель имён и флагов. Чьим был танкер Koala до взрыва в Усть-Луге". На данный момент оператором судна выступает кипрская компания LAGOSMARINE LIMITED. Под её управлением находится ещё пять танкеров, работающих на российские порты.

Четвертый взрыв — это "два громких хлопка" на танкере Seajewel 14 февраля в порту Савона. Как ранее рассказывал 47news, это судно также заходило в Усть-Лугу, хотя в основном работало на нефтетерминал КТК в Новроссийске.

Оператором Seajewel выступает та же самая греческая компания THENAMARIS SHIPS MANAGEMENT, что и у танкера Seacharm.  Если кто забыл, то это то судно, из первых абзацев, которое пострадало у турецких берегов.

photo_2025-02-21_16-56-30.jpg Свидетельство о минимальном составе экипажа, обеспечивающем безопасность судна Seajewel

В списках командного состава пострадавших танкеров можно увидеть русские, болгарские и греческие фамилии. Ни во одном случае не сообщалось о пострадавших членах экипажа. Не было зафиксировано и случаев разлива нефтепродуктов.