С начала года бахнуло на четырёх танкерах — один раз на Балтике в Ленобласти и трижды в Средиземном море. Все, кто получил пробоины, везли российскую нефть и нефтепродукты либо из Усть-Луги, либо из Новороссийска.
Танкер Koala громыхнул в порту Усть-Луга, следом Seajewel в итальянской Савоне, Seacharm пострадал у берегов Турции, а ещё один танкер - Grace Ferrum — имел неприятности у берегов Ливии. Всё это за полтора месяца.
Так как пострадавшие суда активно работали на наливные терминалы в российских портах, инциденты окрестили охотой на "теневой флот". Сегодня это понятие объединяет примерно 700 танкеров, то есть 15% мирового торгового флота. Как правило, это старые суда с анонимными владельцами и подозрительной страховой историей, задействованные в перевозке российских углеводородов в обход санкций. Примерно 35% из этих 700 челноков уже в различных санкционных американских и европейских списках.
Первым нехитрую статистику происшествий в тенденцию объединил профильный Lloyd's List — старейший страховщик планеты. Свой ежедневный бюллетень от 20 февраля LL открыл анализом четырёх танкерных взрывов.
Lloyd's List Daily Briefing 20 февраля
На отраслевом разборе помародёрствовали корреспонденты зарубежных информагентств. Они отцепили из занимательной хронологии "Ллойда" усть-лужский взрыв танкера Koala. Получилось еще таинственней — три судовых взрыва в границах одного Средиземноморского бассейна. Событие стало беспрецедентным для региона в масштабах десятилетия. В такой же форме повестку подхватили российские деловые, и не только, медиа.
"Общим для этих судов, по-видимому, является то, что они работали на порты России, либо экспортируя груз непосредственно с российского терминала, либо перевозя российскую нефть", - объединил в предложение свои подозрения главный судоходный рупор планеты. Отметим, что LL – это уже давно не просто листок морских катастроф, но и Lloyd's List Intelligence. Если совсем просто, то это ценимый всеми журналистами полулюбительский сервис marinetraffic, но для финансово обеспеченных профессионалов судоходного рынка, с корректной навигацией, богатой статистикой и документацией.
Первый инцидент произошёл у берегов Турции с 17 на 18 января и связан с танкером Seacharm. О нём не было широко известно прежде. Однако зарубежные СМИ, ссылаясь на "свои источники в судоходной отрасли", сообщали о "взрыве" и "дыре в обшивке борта". Собранные обломки отправлены на экспертизу в службу безопасности. Любопытным выглядит последующий заход танкера на греческий судоремонтный завод Скарамангаса, где он провёл десять дней.
По данным 47news, в последние два года танкер Seacharm активно работал на Новороссийск. Крайняя погрузка на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК, порт Новороссийск) состоялась в начале декабря 2024-го. На тот момент оператором судна выступала греческая THENAMARIS SHIPS MANAGEMENT, а конечным собственником была FABIAZZO NAVIGATION LTD с Маршалловых островов. Как правило, из Цемесской бухты загруженный нефтепродуктами Seacharm уходил на Румынию или итальянские порты.
Второй инцидент — Grace Ferrum - датируется началом февраля. Это не просто танкер, а химовоз. По данным, Lloyd's List судно получило повреждения у берегов Ливии и, более того, потребовалось спасательная операция.
По данным 47news, за месяц до ливийских событий, в начале января, Grace Ferrum имел гастроль на Балтике. Новый год судно втсретило в Большом порту Санкт-Петербурга, а потом на пару дней зашло на пару дней на терминал "Портэнерго" (оператор "Сибур") в порт Усть-Луга.
Если по бумагам, то за коммерцию и деловые разговоры с фрахтователями Grace Ferrum сейчас отвечает CYMARE NAVIGATION FZC из Объединённых Арабских Эмиратов. Судно закреплено за морским регистром Либерии. Судовладельца искать тоже в Африке, спросить GRACE FERRUM SHIPPING LIMITED.
Международное свидетельство об охране судна Grace Ferrum
Третий, наверное, самый громкий случай, произошёл утром 9 февраля в порту Усть-Луга в Ленинградской области. Загруженный почти 130 тысячами тонн мазута танкер Koala был готов уйти, но так и не отошёл от причала комплекса наливных грузов "Усть-Луга Oйл". Подведомственное министерству транспорта агентство Росморречфлот сообщит предварительную версию о взрыве в машинном отделении. Через десять дней на "сумчатом" танкере заделали три пробоины. На очереди операция по отогреванию и откачке мазута, а следом буксировка судна на усть-лужский рейд.
С историей танкера Koala можно ознакомиться в материале 47news "Карусель имён и флагов. Чьим был танкер Koala до взрыва в Усть-Луге". На данный момент оператором судна выступает кипрская компания LAGOSMARINE LIMITED. Под её управлением находится ещё пять танкеров, работающих на российские порты.
Четвертый взрыв — это "два громких хлопка" на танкере Seajewel 14 февраля в порту Савона. Как ранее рассказывал 47news, это судно также заходило в Усть-Лугу, хотя в основном работало на нефтетерминал КТК в Новроссийске.
Оператором Seajewel выступает та же самая греческая компания THENAMARIS SHIPS MANAGEMENT, что и у танкера Seacharm. Если кто забыл, то это то судно, из первых абзацев, которое пострадало у турецких берегов.
Свидетельство о минимальном составе экипажа, обеспечивающем безопасность судна Seajewel
В списках командного состава пострадавших танкеров можно увидеть русские, болгарские и греческие фамилии. Ни во одном случае не сообщалось о пострадавших членах экипажа. Не было зафиксировано и случаев разлива нефтепродуктов.