При взрывах в машинных отделениях судов человеческий фактор - один из основных. 47news спросил у капитана дальнего плавания, отчего могло громыхнуть на танкере в Усть-Луге.

В порту Усть-Луга утром 9 февраля был громко обездвижен гружённый мазутом танкер Koala. Уже днём Минтранс, в лице подведомственного агентства Росморречфлот, транслировал версию, которая в настоящее время является основной: "При подготовке к работе главного двигателя, по предварительным данным, произошел взрыв в машинном отделении, из-за чего экипаж был вынужден эвакуироваться на берег". Разумеется, что якорное слово в сообщении — взрыв.

47news связался с капитаном дальнего плавания и советником Всероссийского общества изобретателей по водному транспорту Юрием Чашковым. Стаж в морях и океанах — 52 года. Ходил и на контейнеровозе, и на химовозе, и на "пассажире". Нефтетанкер тоже водил — на судне "Андреас" возил дизель в Персидском заливе.

Корреспондент попытался задать эксперту базовые вопросы о том, что происходит в машинном отделении танкера перед уходом из порта и как там обстоят дела с взрывоопасными вещами.

- Юрий Арсентьевич, морское судно уходит из порта погрузки и в порт назначение придёт нескоро, что происходит в машинном отделении, кто там вообще в этот момент находится из команды?

-Танкеру Koala — 23 года, об уровне его автоматизации не могу судить, смотреть документы надо. Но, загибаем пальцы. Старший механик - следит за выполнением чек-листов по подготовке главного двигателя. Рядом должен быть второй механик - отвечает за главный двигатель. Плюс может быть рядовой состав — электромеханик, или механик с дипломом электромеханика — он электрическую часть проверяет. Итого 3-4 человека.

- Старший механик следит за выполнением чек-листов — это как?

- Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов подразумевает, что всякая операция на судне должна быть задокументирована. Каждая новая процедура фиксируется судовым чек-листом. Важны и сами процедуры и их последовательность. Ну не может капитан подняться на мостик и давай: штурвал влево, ход вправо. Соответственно, есть и чек-лист подготовки главного двигателя к отходу: продувка сжатым воздухом  цилиндров,  потом проверка клапанов, "прокрутка" топлива, проверить, как масло идёт на смазку, контроль температуры, уровень топлива в расходной цистерне и т. д. Полтора десятка пунктов. А контролирует всё старший механик, он передаёт выполненные чек-листы о том, что машина готова к работе, на мостик капитану, вахтенному помощнику. Понятно, что мы не можем исключать варианта, что в команде найдётся человек, который подойдёт формально к выполнению своих обязанностей, что в конечном итоге приведет к взрыву.

- И часто там взрывается?

- Взрывы в машинных отделениях, к сожалению, встречаются довольно часто. Точной статистики не дам, но такое бывает. Я работал в Дальневосточном пароходстве, у нас загорелось большое судно, правда, не танкер, а контейнеровоз "Псков". Машинное отделение три дня выгорало.

- А что именно может громыхнуть в машинном отделении?

-Там вообще очень много мест, уголков, которые связаны с понятиями "огнеопасно" или "взрывоопасно". Температура под 150 градусов, масло, сепараторы, которые готовят топливо к подаче, центрифуга крутится, двигатель, обслуживающие механизмы, компрессоры дают сжатый воздух до 30 кг, а он разгоняется, впрыск топлива. Противопожарные системы, конечно, есть. Но в такой атмосфере открытый огонь абсолютно не допустим. Никакого человека с сигаретой.

- А что, такие курящие экстремалы на судах бывают?

- За каждым не уследишь. Человеческий фактор возможен в любом случае. От человека очень много чего зависит, от его отношения к своим своим обязанностям. Хорошо, вот вы, говорите, танкер Koala – ему 23 года, так эти четверть века судно ходило и на нём менялись люди, там же не одна команда все эти годы работала.

- Когда описывают ЧП в машинных отделениях, то часто говорят про "ойлмист". Это о чём?

- Oil, по-английски, - масло, mist – туман. Понимаете обстановочку, что там за концентрация? Этот масляный туман всегда в машинном отделении присутствует, среди этих котлов и сепараторов. Если меньше 8% кислорода — ойлмист обязательно взорвётся. Есть датчики, которые за этим смотрят. И любая искра опасна. И не обязательно, если кто-то рискнёт на свой страх и риск прикурить. У вас гаечный ключ может на металл упасть и тоже искру высечь.

- А если надо что-то в машинном отделении приварить?

- Самоубийство. Сварочные работы в машинном отделении запрещены. Вообще на каждом танкере есть специальное герметичное, закрываемое снаружи, помещение. Работать в нём опять же можно только через чек-листы — пошёл на сварочные работы — запишись. Сварка на судне - это большой комплекс мероприятий, который точно не для машинного отделения. Тем более на танкерах, с их взрывоопасным ореолом. 

- А может, скажем, вырваться какой-нибудь закисший или закрашенный предохранительный клапан?

- На каждом судне есть предохранительные клапаны, они должны проверяться. Обязательное правило. Что тут скажешь. Все критические температуры, давления отмечены красной чертой на манометрах и термометрах.

- Ещё варианты?

- Льяльные воды -  всё что омывается (воды, которые образуются в результате эксплуатации оборудования). Естественно, в этой цистерне могут быть брожения и газы, но они не взрываются. Для людей они опасны отравлением, потерей сознания, потому что там мало кислорода. Во избежание подобных вещей существует труба вентиляции, которую тоже надо проверять.

беседовал Александр Калинин

СПРАВКА

Танкер Koala работает под флагом Антигуа и Барбуда. Судовладельцем выступает DAHLIA INTERNATIONAL CO из Либерии, а оператором является кипрская LAGOSMARINE LIMITED. Среди членов экипажа есть русскоязычные. В Усть-Луге судно обслуживалось на терминале ОАО "Усть-Луга Ойл".

Информация о ЧП с танкером в порту Усть-Луга в Ленинградской области в экстренные службы поступила около пяти часов утра 9 февраля. Позже губернатор 47-го региона Александр Дрозденко рассказал, что на судне "произошел техногенный инцидент во время запуска двигателя". В лоцманских службах Усть-Луги заявили о "подтоплении", а спасатели - про "сигнал о воздействии". Росморречфлот опубликовал предварительную версию о взрыве в машинном отделении. О начале собственного расследования ЧП в порту Усть-Луга к вечеру 9 февраля сообщила Финляндия.