Нехватку людей переживает скорая Ленобласти. Сотрудники закрывают по несколько ставок, а зарплаты остаются на уровне пятилетней давности. Там же, где люди есть, - не на чем ездить.

Утром 6 февраля на дежурство от станции скорой помощи во Всеволожске заступили 9 бригад, стало известно 47news. Сотрудники называют количество рекордно низким, они посчитали, что по нормативам должны дежурить 25-26 машин, но даже в лучшие дни их - меньше 15.

- Сегодня должна была приехать бригада из Кировска – если не хватает, то обычно берут из другого района. Но она не приехала, поэтому всего 9 бригад вышли. А страдает - население. Кудрово все забито, а у нас еще и Янино, Свердлово, Невская Дубровка. Один раз было, что все вызовы - только из Кудрово, там уже нужна своя подстанция! Вызовы накапливаются, стараемся хотя бы экстренные отработать, неотложка висит по несколько часов. А бывает, что и экстренные висят – диспетчеру приходится решать, куда направить в первую очередь... Время ожидания увеличивается, только из Кудрово минимум 30-40 минут ехать до ВКМБ, а днем с пробками - еще дольше. Все чаще слышим негатив от людей, спрашивают, почему так долго. Один раз вообще требовали извинений. Причем могут вызывать скорую на головную боль, порезанный палец. И силы распыляются, – рассказала 47news одна из фельдшеров.

Стоянка неэксплуатируемых машин в Выборге.

Фото и видео в материале предоставлены сотрудниками ГБУЗ ЛО "Станция скорой медицинской помощи"

По словам собеседников, всеволожская станция уже несколько лет работает в условиях нехватки людей. Фельдшеры переходят в город, где платят больше, а водители меняют работодателей. Многих шоферов ранее привлекали график, близость станции к дому и даже благородство профессии, – как один из участников бригады, он тоже спасает жизни, но даже при графике сутки через трое - "нагрузка космическая".

- Ездить некому. У фельдшеров оклад 27 524 рубля, а у водителей еще меньше. Выходит за месяц 48 тысяч, - дворник получает больше. А водитель отвечает и за машину, и за бригаду, и за безопасность, и за пациента. Фельдшеры, в основном, сейчас все молодые, кто приходит после учебы. Они набираются опыта и сразу же уезжают в город. Текучка очень большая, – поделилась собеседница.

- Работаю водителем скорой 10 лет. Для сравнения, в 2019 году зарабатывал 42-45 тысяч рублей, в 2024-м – 46-48. Получается подрабатывать, так что семью содержать хватает. Но тем, у кого такой возможности нет, приходится совсем туго. На такие условия никто идти не хочет, – рассказал 47news один из водителей. – Массовых увольнений не случается, но однажды при мне в один день уволились сразу три человека. За сутки случается один перерыв на полчаса. Слышал, что городские бригады за дежурство совершают от девяти до 11 выездов, у нас – и по 18, и по 26, - продолжает он.

- Это издевательство, начальство даже не пытается сохранять людей. Человек приходит увольняться – ну и что, пускай увольняется. Никаких общих собраний, никакой поддержки. Ты садишься в 8 утра за руль и выходишь в 8 утра, иногда по 12 часов без обеда. Мы вообще не отдыхаем, - и никакого уважения. Хотя бы чуть-чуть повысили зарплату, на эти деньги не проживешь – у всех дети, ипотеки. Даже к Новому году никакой премии не было, – поделился другой водитель.

Согласно нормативам, на 10 тысяч населения должна быть одна фельдшерская бригада, на 100 тысяч человек – одна реанимационная.

Сотрудники считают, что ситуация начала ухудшаться на фоне вывода станции скорой помощи из состава Всеволожской больницы и подчинения Центру медицины катастроф, которое произошло в 2020 году в рамках федеральной реформы. Был создан "Территориальный центр медицины катастроф" (ТЦМК), в 2022 году его переименовали в "Станцию скорой медицинской помощи".

Во Всеволожской клинической межрайонной больнице 47news рассказали, что на фоне оптимизации не заметили изменения в количестве водителей скорой, но нехватка есть по медперсоналу. "Город рядом, и разрыв в уровне зарплат достигает нескольких десятков тысяч. Перетекание стабильное, оно всегда было. И в Гатчине, и во Всеволожске должны быть зарплаты на уровне", – поделился один из заведующих.

Вызывает недовольство у сотрудников и состояние автопарка. На станции скорой помощи в Токсово на сегодняшний день людей хватит, чтобы укомплектовать минимум 19 бригад, но выходят на дежурство только 13 – для остальных нет машин, рассказал один из фельдшеров.

Стоянка неэксплуатируемых машин в Токсово

- Хватает и водителей и медперсонала, но людей некуда посадить. Автомобили в ужасном состоянии, в некоторых банально печка не работает, колеса на ходу отваливаются. Был случай, когда у водителя отказало рулевое управление – мы заехали во двор на вызов в Буграх. Я подумал: а если бы мы сейчас на КАДе были…

- И такие ЧП на дороге – сразу минус 3-4 часа. Водитель вызывает эвакуатор, а бывает, что одна машина скорой тянет другую. Конечно, есть и хорошие машины, если водители сами хозяйственники, разбираются и следят. Но очень неудобно, что в Токсово нет своей базы для ремонта, приходится во Всеволожск гнать, – поделился Евгений.

Ситуацию с автомобилями подтвердили в гараже "Станции скорой медицинской помощи". Там говорят: последнее масштабное обновление автопарка было в 2020 году, с тех пор поставляли единицы.

- Когда у машины пробег больше 450 тысяч километров и она используется 24/7, то вы понимаете, что с ней происходит. Машины сейчас так не ездят – они одноразовые. Порядка 20 бортов простаивают: часть – под списание, часть требует дорогостоящего и долгосрочного ремонта, еще часть после ДТП ждет решения ГАИ. В Токсово почему на ходу отвалилась дверь? Потому что там направляющие 2019 года, это "ГАЗ Соболь", дыры такие, что не приварить ничего. И это - не только во Всеволожском районе, то же самое в Подпорожье, Лодейном Поле, – рассказал представитель станции, добавив, что при передаче скорых от больниц учреждения оставляли после себя "не транспорт, а хлам".

Как рассказал собеседник, водителей не удержать из-за невозможности повысить зарплаты. Финансирование зависит от тарифов – основным источником дохода для организации является оплата вызовов за счет ОМС. Рассчитывать можно при обслуживании транспорта на 5 рублей за километр, хотя при круглосуточном использовании должно быть не меньше 12, говорит сотрудник.

- То есть, получается - мы не получаем и половины финансирования. И как на эти деньги обслуживать? Когда скорая помощь при больнице, там есть и другие источники дохода: платные услуги, дотации. Понятно, что город и область всегда различались. Но город на полгода переезжает жить в область в дачный сезон, а деньги не переезжают. Вопросов больше чем ответов, и их не решить на уровне нашей организации. После начала СВО водителей не хватает во всех сферах. Но мы просто не вытянем без помощи, мы встанем, – говорят в организации.

Оперативно связаться с главным врачом ГБУЗ ЛО "Станция скорой медицинской помощи" Анной Сбруевой 47news не удалось. Председатель комитета по здравоохранению Ленобласти Александр Жарков пообещал прокомментировать позднее. В пресс-службе комздрава на вопросы 47news не ответили.

Елизавета Мелякова, Андрей Карлов, 47news