Перевозчики от дефицита мужчин присмотрелись к шоферам слабого пола. Дети им важней, но могут сладить с домкратом и работать по 16 часов. А проблемы одинаковые.
Из-за дефицита водителей автобусов перевозчики начали нанимать женщин. В Петербурге, как пишет "Фонтанка", таких уже 200, в Ленобласти пока экзотика. 47news поговорил с единственной женщиной-водителем Тихвинского района, 45-летней Натальей Савичевой, которая в этом амплуа уже 7 лет. До этого работала швеей и таксистом на "Матизе", но продала машину и выучилась на права категории C и D, сейчас работает у перевозчика "Пальмира" в Тихвинском районе.
предоставила Наталья Савичева
Наталья Савичева родилась и всю жизнь прожила в Тихвине, одна подняла двоих детей. Также работала на Тихвинском вагоностроительном заводе, водила погрузчик, общий стаж вождения на момент трудоустройства в автопарк – 25 лет.
- Как вам тренд на женщин-водителей? – спросил 47news.
- Работа как работа, есть же девочки в такси. Просто машина побольше, а так она особо ничем не отличается. Если спокойно ездишь на легковушке, без стресса, то также будешь и на автобусе. Но я "пазик" вожу, автобусы большого класса - все-таки привилегия мужчин.
- Физически не тяжело? Если автобус сломался на маршруте, дорога непроходимая.
- Разве что боли в спине от того, что постоянно сидишь, но это общая проблема водителей, от пола не зависит. А так если поломка – звонок механику, жду слесарей или на аварийке тихонько на базу, как скажет диспетчер. Если колесо поменять, это тоже к слесарям, но когда рейс далеко, есть домкрат, баллонный ключ, удлинитель к нему и запаска, и сама справлюсь. Когда что по мелочи, например, дверь не закрывается, беру отвертку и тоже сама.
- Часто поломки?
- По-разному, бывает, приходишь на смену, а к автобусу есть вопросы, и начинается с утра беготня. Иногда и машину приходилось менять. Сейчас у меня автобус 2018 года, готовится к списыванию. Жалеешь его, где ямы, начинаешь ехать потихоньку, хотя говорят же: больше скорость – меньше ям, но это не всегда так. Но из положительного – ждем новые автобусы.
- Много у вас таких непростых дорог для автобуса?
- В основном на маршрутах на дальние расстояния, там можно застрять и долго просидеть. Поэтому если не чищено, не посыпано или какие-то препятствия, мы сразу сообщаем в рабочий чат, оттуда все уходит в администрацию. Иногда автобус на базу разворачивают. Самое некомфортное направление – на деревню Новинка, Веппский лес. Там очень сложный рельеф, крутые горки, за дорогой ухаживают плохо, машин мало и со связью беда. Я сразу диспетчерам сказала: "девчоночки, давайте ребята туда ездить будут с большим опытом", я ни ногой. Мне комфортнее по городу ездить от остановки до остановки, так и смена быстрее проходит, дороги хорошие, людей много, со знакомыми парой слов перекинуться можно.
- Маршрут вам можно выбирать?
- Куда отправят, туда и едем. Например, у меня с утра стоит №8, я делаю два рейса, потом ухожу на 13-й, потом на 16-й, потом на пригородный 142-й, потом еще два маршрута по третьему номеру, потом один – по второму и вечером еще один пригород по 142-му. И это в один день. У нас по Тихвину очень мало попадается нарядов, когда весь день катаешь один маршрут, в основном совмещённые: город – пригород.
- В неприятности попадали?
- Как-то в снегопад километрах в 20 от Тихвина застряла в сугробе на кольце. А снег все идет и идет. Стала ждать КамАЗ, который в таких случаях вытаскивает, он полтора часа добирался, по пути еще два автобуса выдернул, а ко мне приехал и тоже застрял. Так и стояли.
- Что про транспортную реформу думаете?
- Для нас очень тяжело. Новые валидаторы поставили, они, бывает, теряют связь то банковскую, то еще какую-то, то просто не включатся, то оплату списывают некорректно, то остановку не в том месте показывают. Я уже на ней, уже и пассажиры заходят, им оплачивать нужно, а валидатор не готов, потому что остановка проставлена неправильно и показывает, что до нее еще 150 метров. И вручную мы это скорректировать не можем. А люди жалуются.
Некорректное списание в комтрансе объясняли отсутствием устойчивого сигнала сотовой связи.
- До конфликтов с пассажирами не доходит?
- До острых нет. В основном, народ возмущается, если автобус опоздал. А что делать? Это же кусок железа, он ломается, застревает. После повышения оплаты переживали сильно. Я когда начинала возить, проезд 25 рублей стоил, потом 30, потом 37 и вдруг резко стало 50. Но что на это водитель может ответить? Проедьте с нами до заправки, посмотрите, сколько стоит солярка.
- Сколько?
- После смены мне нужно машину оставить с полным баком. В среднем от 30 до 55 литров дизеля заливаю. Оплачиваю корпоративной картой, так что общую сумму не знаю, но литр в районе 70 рублей.
- Как по вашему, почему такая проблема с набором водителей?
- Зарплата не такая большая, а требования высокие. У меня в автобусе 54 пассажира, я за них отвечаю головой, если что случится, я буду крайней, еще и посадить могут. Не идут, потому что за нашу зарплату такая ответственность.
- Перевозчики называют зарплаты в 120 тысяч за 15 смен.
- Да ладно! Это в каком городе? Господи, найти бы такую компанию, которая действительно столько платит и в глаза бы водителю посмотреть, который столько получает. И спросить его, сколько часов он на самом деле работает. Это, наверное, надо 31 смену с 6 утра до 11 вечера отпахать.
- А у вас какой график и зарплата?
- График 3/3 с 6 утра до 9-10 вечера, с перерывами на отдых. 15 смен, зарплату назвать не могу, но в Тихвине больше получают только на вагоностроительном заводе.
(В опубликованных вакансиях зарплата водителям в Тихвине – от 65 тысяч).
- В другой район за зарплатой бы переехали?
- Не готова. У меня весной внук родится. Это в приоритете, даже если зарплата в два раза больше будет. Всех денег не заработаешь.