"Теневой флот" под американскими санкциями — это не не только танкеры и газовозы. Там есть катамаран для православных, буксир "Добрыня" - да не тот, а благословляли суда-изгои спикер Совфеда и любимые артисты.

Администрация Байдена напоследок объявила о крупнейшем за последние годы пакете санкций в отношении судоходства. Под ограничения попали более 180 судов, которые, по версии Минфина США, являются "частью теневого флота", продолжающего работать на российскую экономику. Основа санкционного списка — танкеры и газовозы, то есть суда, заточенные под перевозку углеводородов. Но в "теневой флот" американцы записали и буксиры, и ледоколы, и балкеры, есть даже научно-исследовательское судно и скоростной пассажирский катамаран.

Реестр судов-изгоев подготовлен Управлением по контролю за иностранными активами (OFAC) – профильным подразделением Минфина США. 47news изучил плавсредства, которые американцы официально объявили "теневым флотом". Понятно, что судоходство — это про мировую экономику, торговлю и большие деньги, однако даже в танкерных санкциях можно увидеть забавные загогулины.

Например, арктический танкер "Кирилл Лавров". Построен на "Адмиралтейских верфях", а назван в честь выдающегося актёра БДТ. "Крёстной мамой" судна является другая "народная" Алиса Фрейндлих.

Алиса Фрейндлих вместе с Владимиром Путиным благословляет танкер "Кирилл Лавров", фрагмент программы "Новости" 18 декабря 2009

"Нарекаю судно "Кирилл Лавров". Да благословит Бог танкер и всех моряков, плавающих на нем", - отправляла в декабре 2009-го в добрый путь судно имени коллеги и друга Алиса Бруновна. Но, всё-таки, на флотские традиции американские санкции пока не распространяются. Поэтому Алиса Фрейндлих остаётся просто защитницей и покровительницей нефтетанкера, пусть и причисляемого к "теневому флоту".

Танкер "Кирилл Лавров" строился по заказу "Совкомфлота". Сегодня "артист" продолжает работать в российской Арктике. Судовладельцем выступает ООО "СКФ Приразломное".

Ещё одно имя из санкционного списка — газовоз "Кристоф де Маржери". Напомним, что Кристоф де Маржери -  это глава нефтяного гиганта Total, который погиб в 2014 году в столичном аэропорту Внуково. В бизнес-джет француза врезалась снегоуборочная машина.

Имя газовозу официально присваивали в  июне 2017 года во время ПМЭФ на новеньком терминале в Бронке. Крёстной мамой  стала Валентина Матвиенко, а в церемонии имянаречения принимал участие лично Владимир Путин.

Газовоз "Кристоф де Маржери" строили под проект "Ямал-СПГ". В нём по-прежнему 20% принадлежит TotalEnergies. Судно работает на порт Сабетта. Его владельцем выступает кипрская Zelitico Shipping, а оператором Gas Carriers (SCF) Management — FZCO из Арабских Эмиратов.

Покровительствует спикер Совфеда Матвиенко и ещё одному санкционному танкеру - "Василию Динкову" (судовладелец ООО "Совкомфлот Варандей").

Среди санкционных гигантов-перевозчиков трудно не обратить внимание на пассажирского малыша - "Святой Князь Владимир". Это скоростной катамаран, на котором в летнюю навигацию туристы-паломники добираются из Владимирской бухты в Приозерском районе до  известного своим монастырём острова Коневец в Ладожском озере.

Представителя православного судоходства в "теневой флот" записали по следующей причине. Восстановлением комплекса Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря и в целом инфраструктурой на святом острове занимается компания "Роснефть" - крупнейшая нефтегазовая компания страны. А скоростной катамаран является частью "Роснефтефлота".

Кстати, и в Минфине США могут совершать ошибки, даже при составлении санкционных списков. Например, нашему катамарану "Святой Князь Владимир" амерканцы по какой-то причине присвоили IMO номер 9678238, хотя он закреплён за другим "православным" судном с Коневца — катером "Святой Арсений Коневский".

Забавной выглядит ситуация с буксиром "Добрыня", на который Байден тоже точил свой санкционный зуб. Дело в том, что в России работает с десяток буксиров с этим былинным названием. Логика говорит: в "теневой флот" американцы должны были записать того "Добрыню", что в 2010 году спустили на верфи в Отрадном в Ленинградской области. Он посовременней прочих, его строили по заказу государственного "Совкомфлота", а, по последним данным, работал он  в Усть-Луге в составе "Роснефтефлота". Однако Минфин США по какой-то причине включил в санкционный список IMO номер того "Добрыни", что был спущен на воду ещё во времена Союза и чей след теряется в сахалинском порту Корсаков.

Неудобно получилось с супер-танкером имени первого президента Казахстана. Говорили про символ дружбы, а "Нурсултан Назарбаев" уже под санкциями.

Ещё про зигзаги и громкие имена. Под санкциями газовоз "Великий Новгород" (судовладелец Alexandria Seaways Ltd из Барбадоса). Его официальный покровитель Елена Бурмистрова. В прошлом главный в Газпроме по экспорту, а потом первый вице-премьер Газпромбанка.

Если говорить о нефтетанкерах, продуктовозах и химовозах — основе американского санкционного судоходного списка, то больше половины этих судов в 2023-м и 2024 году заходили, и не раз, в Ленинградскую область — на комплексы наливных грузов в порты Усть-Луга и Приморск. Подробно рассматривать эти боевые, хоть и не молодые, единицы мировой торговли углеводородами не имеет смысла. Это судоходный интернационал. Танкеры часто меняли названия, флаги, операторов и судовладельцев. Если сравнивать актуальные данные судов с тем, что 10 января опубликовало Управление по контролю за иностранными активами американского Минфина, то уже можно найти изменения.

Для того, чтобы показать пестроту и изменчивость флота, теперь уже санкционного, который принимала у себя Усть-Луга и Приморск, отметим вьетнамские нефтетанкеры Leopard и Panda (судовладелец SAO Viet Petrol Transportation), работающие под флагом Сьера-Леоне  Meru и Olivia (судовладельцы Harmony Grov Corp и Frina Express Corp c Сейшельских островов), Atlas (судовладелец NS Africa Shipping Inc из Либерии), Leona (судовладелец Munne Co Ltd из Китая), панамские Aquatica (судовладелец Celestial Star Corp c Сейшельских островов) или Nereus Sophia (судовладелец Sergeant Group Ltd) и т. д.

Отметим, что "теневой", он же "тёмный", он же "серый" флот — не исключительно российская история. К нему относят также и суда, работающие на топливно-энергетический комплекс Венесуэлы и Ирана. В частности опыт работы под санкциями есть у Национальной транспортной компании Ирана (NITC).

"Теневой флот" на начало 2025 года - это примерно полтысячи танкеров-продуктовозов. Это около 10% современного торгового флота. У "тёмного флота" есть несколько оттенков, но, как правило, это  возрастные суда, которым уже более 15 лет. Находятся либо в анонимном владении, либо во владении номинальных лиц, игнорирующих рынок страхования.