В регионе вырастут цены на поездки в автобусах с Нового года, и где-то особенно. Для льготников тоже. Показываем, кому "повезло" на 5%, а где на все 60%.
Готовы новые предельные тарифы на регулируемые перевозки по муниципальным маршрутам в Ленобласти. Приказы по всем районам от регионального комитета по тарифам к концу декабря размещены на портале электронного опубликования документов. По некоторым маршрутам сведения о повышении цен уже доходят до пассажиров, как, например, в Выборге.
ЛенРТК устанавливает тарифы только на регулируемых маршрутах, только на них же действует льготный проезд. По нерегулируемым, то есть коммерческим, решают сами перевозчики. Таких, по данным областного комитета по транспорту, в регионе не более 20%.
Согласно новым приказам, в большинстве районов стоимость проезда вырастет на 5-6%. В денежном эквиваленте это 2-3 рубля. Хочется добавить "всего", но на фоне общего подорожания даже такая прибавка для населения может показаться раздражающей. Тем более, что есть районы, где повышение значительное.
Ранее о грядущем росте цен на проезд объявили в Петербурге. Здесь повышение на 14-15%: поездка в автобусе, например, будет стоить 75 рублей, но по транспортной карте "Подорожник" - 51 рубль. В Ленобласти такие карты не предусмотрены.
Самый дешевый проезд остается в Сланцах: с 31 рубля здесь подняли до 33-х. В Кингисеппе и Сосновом Бору выросло с 34-х до 36-ти, в Гатчине с 35-ти до 37 рубля, в Луге с 37-ми до 39 рублей. До 40 рублей остался поезд в Кировском районе, хотя рост здесь – 8%: с 36 рублей в прошлом году тариф поднялся до 39-ти. Ровно 40 рублей теперь будет стоить поездка в автобусе в Бокситогорске: в 2024-м ездили за 38 рублей.
В приказах ЛенРТК – предельные суммы, выше которых в цене на проезд поднимать нельзя. Но можно установить стоимость ниже. По опыту прошлого года, перевозчики не скромничают и с начала 2024-го под новые тарифы подстроились все.
Больше 40 рублей за поездку впервые начнут платить в Выборге и Киришах: там подняли до 42-х рублей. За 44 рубля вместо привычных 42-х теперь поедут во Всеволожске, Подпорожье и в Пикалево.
Дороже полсотни теперь будут возить автобусы в Лодейном Поле, Тихвине, Волхове и Приозерске, где проезд подорожает до 53-х рублей. Именно в этих районах в 2024-м стоимость проезда подскочила сразу в полтора раза. Напомним, еще в 2023-м там можно было уехать за 34-35 рублей.
Самым дорогим районом по стоимости проезда с начала 2025-го станет Тосненский: один километр с пассажира здесь оценили в 5,55 рубля (в 2024-м – 3,5 рэ, рост почти 60%), в самом Тосно поездка теперь обойдется в 55 рублей (против 42-х в уходящем году, рост 30%).
Фото: Региональное законодательство Ленобласти
Глава администрации Тосненского района Михаил Носов в разговоре с 47news связал повышение с тем, что тариф в районе давно не менялся. Еще в 2023-м пассажиры ездили за 32 рубля, а километр стоил 2,8. Но из-за больших пробегов, низкого пассажиропотока и необходимости полного обновления автопарка тариф пришлось поднять в два этапа: сразу на 10 рублей в 2024-м, а теперь еще на 13 рублей.
"В дополнение к увеличенному тарифу районом предусмотрено 1,99 миллиарда на 7 лет в новом муниципальном контракте. Все эти меры призваны решить проблемы с сильно упавшим качеством перевозок. Средства будут направлены на полное обновление автобусного парка, работающего на муниципальных маршрутах, увеличение зарплаты водителям и привлечение их в отрасль", - подчеркнул Носов.
Еще нюанс: в этом году в регионе не хватало до 30% водителей автобусов. Из-за этого в районах оказались вынуждены объединять маршруты.
В ЛенРТК в свою очередь объяснили, что Тосненский район в этом году стал исключением, так как в связи с заключением нового контракта на перевозки по обращению местной администрации тарифы были определены методом нормативных затрат. В остальных же районах – методом индексации с ростом 5,8%.
"Тарифы на муниципальные перевозки устанавливаются ЛенРТК с учетом предложений администраций соответствующих муниципальных образований. Разный уровень тарифов связан, в основном, с различным пассажиропотоком по маршрутам, а также размером субсидий, выплачиваемых заказчиками перевозок (то есть районами)", - уточнили в ЛенРТК.
Председатель комитета по транспорту Михаил Присяжнюк отметил, что новые тарифы населению не должны показаться пугающими. Замедлить рост удалось в том числе потому, что часть затрат, которые могли бы отразиться на стоимости поездки, взял на себя бюджет. По транспортной реформе, компенсируется часть затрат перевозчика на автобусы, запчасти, зарплаты водителям и так далее. Кроме того, есть компенсация за перевозки льготников, а таких пассажиров 40-50% на муниципальных маршрутах.
- Как вырастет проезд на нерегулируемых маршрутах? – поинтересовался 47news (перевозчики уведомляют комтранс о повышении).
- Уведомления поступают регулярно, но повышение будет незначительное, в рамках роста потребительских цен. Не было таких случаев, чтобы на коммерческих маршрутах нерегулируемый тариф превышал регулируемые, потому что никто на этих автобусах ездить не будет, все пересядут на социальные. Тем более, что все коммерческие дублируются социальными, - подчеркнул Присяжнюк.
Тем временем льготный проезд также станет дороже в следующем году. Как сообщили 47news в комитете по соцзащите региона, с 1 января 2025 года в Ленинградской области стоимость единого социального проездного билета установлена в размере 475 рублей. В 2024-м пока еще 433.