Мобилизованный студент-заочник из Ленобласти чудом выжил на минном поле под Харьковом. Теперь на гражданке от имени ветеранов СВО он тянет киберспорт.

О 31-летнем герое-связисте Александре Малове из посёлка имени Свердлова написано много и снято прилично. Человек, дважды спросивший президента про армейские дела, у журналистов и блогеров нарасхват. Им молодой ветеран не раз повторял рассказ, как именно потерял ногу.

Харьковщина, ночное задание, минное поле, взрыв, посечённая конечность, рядом товарищ, неподалёку нога товарища, в небе дроны, а в радиоэфире церковное отпевание на украинском — такой он фронтовой юмор. Но выжил. Пришли свои, вытащили. Медаль Жукова, Орден Мужества. Из реабилитации госпиталя вышел уже сам, на протезе.

И на СВО тоже рвался сам. Родители настаивали, чтобы одумался, окончил свой Гидромет. В итоге стремление заочника на фронт легализовала мобилизация сентября 2022-го. Вместо предложенной работы в Южном Судане студент отправился на Северо-Восток Украины.

Александр Малов задаёт вопрос Владимиру Путину на встрече президента со студентами — участниками СВО, 26 января 2024 года/ Кремлин.ру

Сегодня Александр Малов снова студент, и также он - один из членов Ассоциации ветеранов СВО Ленинградской области. Занимается в этой структуре в том числе и развитием киберспорта. Необычно, решил 47news, и спросил героя, как так вышло.

- Александр, на СВО ты вырвался 29-летним студентом-заочником, что на тот момент тебя связывало с киберспортом, ты был частью геймерской движухи?

- Я в "Доту" (Dota2 многопользовательская компьютерная стратегия – прим. 47news) с 12 лет играю. Но это был исключительно вариант досуга. Мне просто нравилось уделять этой забаве свободное время. Цели достичь сверхрезультата перед собой не ставил. Увлечение, как увлечение — не более.

- Потом фронтовой год, минное поле под Харьковом, серьёзное ранение, реабилитация, протезирование. Где тебя плотно встретил электронный спорт?

- Так получилось, что я оказался на кибертурнире. Есть такая площадка "Кибербонч". Понятно, что она при "Бонче" (Университет телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича - прим. 47news) Хороший друг попросил ребятам призы завести. Там познакомился с Нурланом Халиловым. Он тащит на себе электронный спорт. Слово за слово. Я втянулся в эти дела. Понравилось. Говорю: "Есть Ассоциация ветеранов СВО Ленобласти, готовы со своей стороны оказывать поддержку". В итоге дали старт серии турниров.

фото предоставлено Александром Маловым

- Если честно, то когда слышишь Ассоциация ветеранов СВО, то киберспорт последнее, что приходит на ум. Такие структуры они ведь про консолидацию выживших, про вовлечение бывших бойцов в общественную жизнь, про организацию патриотических встреч...

- А патриотизм это что? Это когда люди способны работать в команде, умеют слышать и слушать друг друга, могут вовремя и принять решение, и следовать ему. И это всё киберспорт. Он тоже про команду. Я из поколения 90-х. Для меня слышать и слушать - важные вещи. Не зная таких вводных, по шапке запросто можно было получить. Вот ты сейчас в команде в "Доту" играешь, а страна — та же команда. Принимая решение - осознавай последствия.

Кроме этого, подключая к киберспортивным делам Ассоциацию, мы показываем, что ребята с СВО — такие же, как и все остальные. То, что мы попали по мобилизации ли, по контракту ли Туда, не отменяет того, что мы такие же люди. Не надо нас представлять исключительно, как товарищей в форме, у которых грудь в медалях-орденах. Мы на тех же улицах выросли. Но когда нас позвали, мы пошли защищать страну.

- А там, где близка линия боевого соприкосновения, где стреляют и взрывают, в игры на компьютере тоже режутся?

- У меня игровая консоль с собой была - простенькая Nintendo Switch. Современная война — современный отдых. Вернулся с задания, привел себя в порядок, можно посидеть, поиграть. Ноутбуки ребята с собой везут. Они ведь не только для работы, на них и развлечься можно. Абсолютно нормальная практика.

- Мне кажется, что ваша Ассоциация современных фронтовиков, ели брать организацию мероприятий, это сильнейший ресурс в таком плане. Вот кто тебе сегодня может отказать в площадке для кибертурнира, если ты от имени ветеранов СВО пришёл?

- Если есть одно желание, а инфраструктуры нет, то ничего не получится. А инфраструктура, это не только площадка, то есть квадратные метры, которые надо выбить. У турнира две составляющие — отборы, которые проводятся онлайн. Ведь ты 500 игроков одномоментно через клуб не пропустишь. Вторая - финальные игры, за призовые. Они уже оффлайн. И для одного, и для другого формата нужны специалисты-технари, комментаторы, ведущие стримов. Нужны компьютеры, нужен хороший интернет. Все эти вещи надо между собой связать.

И я так скажу, при организации кибертурниров нам удаётся находить общий язык либо и с подростковыми клубами, либо с университетскими площадками. Для того же учебного заведения тоже есть свои плюсы от сотрудничества с нами, мы для них можем, например, организовать внутривузовский турнир.

Я думаю, что впоследствии Ассоциация сможет обрести свою собственную площадку для киберспортивных соревнований, например, на базе патриотического клуба.

- Логика за то, что турниры по стратегической Dota2 или стрелялки Counter Strike под патронатом Ассоциации СВО будут идти рука об руку с патриотическими вещами. Вот ты же не только кибервстречи организовываешь, "Урок Мужества" в школе вёл, вообще часто про СВО рассказываешь?

-У меня есть идея объединить кибертурнир с мастер-классом по тактической медицине. Эта штука и в гражданской жизни полезна. Добавить к компьютерным состязаниям что-то из традиционного спорта. Например, выполнил медицинское задание — тебе дополнительный балл, подтянулся — ещё один. Обдумываю, как организовать такое соревнование. Но здесь масштаб. Без спортивного зала не обойтись. То есть это мероприятие вузовского уровня. С другой стороны, какой проректор по спорту будет против того, что в его заведении пройдёт классное, мультиформатное мероприятие.

- А как измерить удачно прошёл турнир или нет. Какие критерии: деньги, количество участников, эмоции?

- У нас нет коммерции, чистый интерес. Первый турнир мы организовывали полмесяца, и к нам пришли человек тридцать. В итоге мы выросли до полутысячи участников, а согласования занимают пару часов. И есть обратная реакция от людей. Сами ребята говорят, что им это надо. Эмоции от мероприятий очень приятно переживать, а финансовая сторона — вторична.

- Без призов тоже не обойтись...

- Мы начинали с простеньких вещей. Каких-то колоночек. Но сейчас дошли уже до небольших денежных сумм. У нас же студенты в основном играют. Для них финансовый вопрос важен. Есть идея вообще податься на грант. Например, за первое место в турнире оплачивать учебный семестр. Попробуем в следующем сезоне лиги "Кибер Форта" это дело как-то попытаться реализовать.

- Известно, что спорт высоких достижений — это не про здоровье, люди свой ресурс меняют на медали.  Но иногда посмотришь на геймеров — такое впечатление, что им всем к врачу надо. Согнулся в три погибели, в монитор уставился — кривит позвоночник, зрение портит. Какой это спорт?

- Киберспорт — это про реакцию. А у молодых она развита лучше. Они быстрее соображают, принимают решения. Мозг должен молниеносно перестраиваться в зависимости от выбранной в игре стратегии. И в киберспорте есть свои фишки. Такие, что обычный человек — не спортсмен - не сможет выполнить никогда. Вроде все играют в одну игру, но команда способна уйти в такую стратегию, какую до неё никто и не думал использовать. Её просто не было раньше. Всё как в традиционном спорте. И самый продуктивный геймерский возраст есть и профессиональное выгорание существует. В этом плане традиционный спорт и киберспорт идут рука об руку. Только там — физически развитое тело, а здесь — гибкий мозг.

Возьмём ту же Dota2. Сколько там сейчас героев? За сотню уже. И у каждого — как минимум четыре магии. Предметов — тоже за сотню штук. И всю эту вариативность тебе надо держать в голове, исходить из реалий, когда ты играешь против своего противника.

- Правда, что геймеры — лучшие дроноводы? Считается, у них руки отлично на джойстике и кнопках стоят...

- Это не байка. Мышечную память-то никуда не деть, опять же есть чувство контроля управления. Плюс умение вычленять главное, сосредоточиться на сути. У геймера же на экране проносятся самые разные элементы, а ему надо сфокусироваться на одном — самом важном. Человеку, который в игре привык жить в окружении такой картинки, будет проще летать на FPV. У нас, кстати, и по симулятору дронов турнир проводился. Эта программа — шаг в армейскую специальность. Да и не только в армейскую, сколько сейчас на гражданке беспилотников применяют — всякие сельскохозяйственные дроны. Это наше будущее. Оно входит в нашу жизнь и даже врывается.

- Все равно не понимаю, вот ты так всё здорово про все эти компьютерные игры рассказываешь. Там какие-то маги и другие чудесные персонажи лупят друг дружку волшебным оружием. А ты ведь на минном поле лежал с раненным товарищем. Как это вообще всё вяжется...

- Ну, жизнь — это жизнь. В ней — не как в игре. Второй раз не попробуешь. Какие бы замечательные игры ни были, каким бы навыкам не могли научить, ценнее самой жизни они не станут.

- Ты ведь на встрече с Путиным смог сразу два вопроса задать: про единую форму для получения страховых выплат и про ипотечные кредиты. А про игры чего не спросил?

- Когда я президенту вопросы задавал, мне не до киберспорта было. Я же прямо напротив него сидел, на одной ноге, ещё не протезированный, костыли неподалёку стояли.