Конституционный суд запретил удерживать в воинской части солдат после окончания срока службы. В своем постановлении, оглашенном 20 апреля, суд признал практику применения одной из норм закона о военной службе противоречащей Конституции.

Напомним, младший сержант обвинил закон в дискриминации и нарушении принципа равенства. Оспоренная военнослужащим норма содержит перечень случаев, когда отслужившего не увольняют в запас. В частности, в 11 пункте статьи 38 указано, что, если военнослужащий находится под следствием, то он не исключается из списков личного состава части.

Заявитель Ислам Куашев был призван в июне 2006 года, с июня 2007-го по март 2008-го он в звании младшего сержанта проходил службу в районе села Капустин Яр Астраханской области. За два месяца до “дембеля” в отношении Куашева было возбуждено уголовное дело по 163 статье УК РФ (вымогательство). По версии следствия, обвиняемый в октябре 2007 года потребовал от сослуживца 2 тысячи рублей, а, получив отказ, начал преследовать и избивать его.

Предварительное расследование длилось почти год, сроки его неоднократно продлевались, все это время обвиняемый находился на территории части. По словам адвоката Куашева Алима Биттирова, мера пресечения – наблюдение под командованием военной части - была избрана его подзащитному только в декабре 2008 года. До этого Куашев находился в статусе военнослужащего и исполнял все обязанности солдата. Несмотря на то, что срок его службы по призыву истек более полугода назад.

В декабре 2008 года Сочинский гарнизонный суд признал незаконными действия следственных органов, которые допустили волокиту при расследовании. На должностные лица были наложены дисциплинарные взыскания. 18 февраля 2009 года следствие по уголовному делу было закончено и передано в Волгоградский военный суд. Сам же обвиняемый был исключен из списков личного состава военной части 24 февраля. В настоящее время он находится дома в Кабардино-Балкарии.

Таким образом, нарушенные права Куашева были восстановлены, однако он считает, что сам прецедент стал возможным благодаря положению 38 статьи ФЗ, которое, по его мнению, “создает возможность для дискриминации, нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом и судом и ограничивает права и свободы граждан”. “Конституция РФ не допускает задержания гражданина без судебного решения на срок более 48 часов, а оспоренная норма позволяет задерживать человека на территории военной части практически неограниченное время”, - указывал в своей жалобе Куашев.

При рассмотрении жалобы Куашева КС установил, что определенное ограничение прав и свобод военнослужащих допустимы, но только в случае, если этого требуют цели военной службы. Однако запрет на увольнение солдата, находящегося под следствием, обусловлен не характером военной службы, а задачами предварительного расследования. Для решения этих задач необходимо обращаться к уголовно-процессуальному кодексу, указал в своем постановлении КС. Только суд, при ходатайстве органов следствия, может избрать меру пресечения из перечня, предусмотренного УПК, где, кстати, есть и “наблюдение командования воинской части”. Использование же нормы закона о военной службе нарушает равенство граждан перед законом, судом и право военнослужащих на судебную защиту. Причем не соответствующей Конституции эту норму сделала именно правоприменительная практика, подчеркнул Конституционный суд.