Исход иностранцев привел к нехватке дноуглубительной техники на акваториях Ленобласти. Ситуации противоречат рекорды портовых строек.
По итогам десяти месяцев 2024 года экспорт удобрений через порты Балтийского бассейна составил 30,5 млн тонн, что на 27% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
При этом летом Российская ассоциация производителей удобрений в лице ее главы Алексея Гурьева прогнозировала, что по итогам года ожидается абсолютный российский рекорд в виде экспорта 44 млн тонн (+10%).
В Ленинградской области минеральные удобрения переваливают в Усть-Луге, а еще совсем небольшой объем идет через порт Выборг. Большая часть "балтийских" удобрений уходит за рубеж через причалы Большого порта Санкт-Петербурга. В период с января по октябрь петербургские стивидоры в совокупности перевалили 16,6 млн тонн. Если брать Балтийский бассейн в целом, то среди всех морских перегрузочных комплексов, занимающихся удобрениями, в лидерах "Ультрамар" из Усть-Луги.
Если ориентироваться на данные "Морцентр ТЭК", то через Усть-Лугу за границу за десять месяцев текущего года отправили 13,7 млн тонн удобрений, а непосредственно через "Ультрамар" почти 10 млн тонн (+23%), то есть треть российского минерального экспорта. Комплекс работает практически со всеми производителями минеральных удобрений, в том числе с продукцией "Уралхима", "Акрона" и "ФосАгро".
В администрации Ленобласти весной не скрывали, что по итогам 2024 года ожидают у "Ультрамара" грузооборот на уровне 35 млн тонн. В самой компании 47news подтвердили, что действительно, можно ориентироваться на эту цифру, отметив, что по итогам января — ноября комплекс вышел на 29 млн тонн (кроме удобрений "Ультрамар" работает ещё и с углем).
Стоит учитывать, что "Ультрамар" хоть и осуществляет операционную деятельность, но по сути еще строится, в том смысле, что на проектную мощностью ещё не вышел. Первый грузовой состав по железнодорожной ветке терминал принял только пандемийным летом 2020 года, а полноценно начал работать в 2021 году. Проектная мощность терминала оценивается в 50 млн тонн, из которых удобрения — это 15-17 млн тонн.
В настоящее время "Ультрамар" — это пять введенных в эксплуатацию действующих причалов: №1, №2, №3, №1А и №1Б. Строятся причалы №6 и №7.
При этом в ноябре стало известно о том, что иск к ООО "Ультрамар" в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области подало ФГУП "Росморпорт" (подведомственно Росморречфлоту). Собственно "Росморпорт" (РМП) является титульным владельцем объектов прибрежной инфраструктуры и служебно-вспомогательного флота. Фарватеры, каналы, акватории и даже волнорезы принадлежат государству в лице РМП.
Федеральная структура настаивает на взыскании с оператора неустойки в размере 332,3 млн рублей за нарушение сроков реконструкции объектов федеральной собственности. Речь идет о расширении акватории, созданной у причала №1А. Согласно договору, работы по нему должны были завершиться до 31 декабря 2023 года, однако к концу августа 2024 года объект не был передан заказчику. При этом "Росморпорт" апеллирует к тому, что нарушения противоречат "Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года". Она как раз направлена на расширение портовых мощностей и развитие транспортной логистики.
47news направил в ФГУП обращение с просьбой прокомментировать.
В свою очередь в ООО "Ультрамар" сообщили, что в настоящее время компания находится на этапе сдачи объекта в эксплуатацию, а именно: получения заключения. Готов комплекс для сдачи объекта заказчику с прицелом на дальнейший его ввод в эксплуатацию.
"У проекта, по сути, две составляющие. Первая — инвестиционная, это наши проекты, в том числе причальный фронт. Вторая составляющая — федеральная — акватория и средства навигационного оборудования. Навигационное оборудование установлено, акватория в районе причала практически полностью готова в полном объёме, то есть до отметок 17,2 м. Получено согласование капитана порта Усть-Луга. На его основании ведем операционную деятельность", — пояснили 47news в "Ультрамаре".
По информации нашего издания, еще в конце 2023 года компания уведомила Ленинградскую областную торгово-промышленную палату о наличии обстоятельств непреодолимой силы, а именно об отсутствии в России свободной дноуглубительной техники.
Еще несколько лет практически каждый портовый проект или проект по намыву территорий в Невской губе и Финском заливе упоминался в связке с голландскими дноуглубительными компаниями Boskalis Van Oord, Boskalis и Allseas. Эти иностранные структуры, в том числе, помогали прокладывать "Северные потоки", а сегодня их названия не произнесешь без упоминания о прописке в недружественной стране.
С одной стороны — есть санкции в отношении РФ, с другой — существует президентский Указ № 100 "О применении в целях обеспечения безопасности РФ специальных экономических мер". В теории иностранная землечерпалка, оказавшаяся в России, не сможет покинуть страну, так как является стратегической техникой. Под такие риски зарубежного подрядчика на российскую акваторию не пригласить.
По данным нашего издания, простой в работе по объекту "Акватория. Причал №1А" был связан именно с поиском дноуглубительной техники, которая стала дефицитом.
"По сути на трех этапах у нас работал один земснаряд. Подрядчик один — Гидрострой. Конкуренция за дноуглубительную технику очень плотная. Исходили из того, что на этом этапе у нас будет работать одновременно не менее шести единиц техники, а получилось, что мы работали одним видом по всем этапам. Но мы уже сегодня готовы переваливать 50 млн тонн грузов. У нас полностью реализована терминальная инфраструктура: склады, площадки, технологическое оборудование, железная дорога", — сообщили в ООО "Ультрамар".
При этом государство уже зарабатывает на новом объекте. Сборы того же Росморпорта в нынешнем году на причале №1А составили уже 250 млн рублей.
Непосредственно капитальные вложения компании в объекты федеральной собственности в ценах на II квартал 2024 года оцениваются в 6,2 млрд рублей.
Многофункциональный морской перегрузочный терминал "Ультрамар" не единственный, кто занимается перевалкой удобрений в порту Усть-Луга. С этой номенклатурой здесь работают также ООО "Европейский серный терминал" и ОАО "УЛКТ". Кроме этого, в IV квартале 2025 года первую технологическую линию по перевалке сухих минеральных удобрений планируют запустить на терминале Port Favor — в прошлом был известен как ООО "ЕвроХим Терминал Усть-Луга" (под управлением АО "Национальная транспортная компания" (НТК).