Потребительский рынок Ленинградской области в полной мере ощутил на себе финансовый кризис. Цены на товары и услуги поползли вверх, а доходы населения - вниз. Наиболее сильно кризис ударил по общепиту, оборот в этой сфере стал заметно снижаться и, по прогнозам, продолжит падение. Помимо этого, по федеральному законодательству, областные рынки должны именно в 2009-м кризисном году цивилизоваться, преобразиться, и полностью уйти с улиц в специально оборудованные здания. Однако, по мнению комитета по малому, среднему бизнесу и потребительскому рынку, в ситуации, когда в торговлю ожидаются приток уволенных с промышленных предприятий региона, осуществить эту задачу нереально.

Как ни крути, а потребительский рынок вплотную связан с доходами населения. В условиях финансового кризиса два этих показателя в Ленобласти стали расходиться. «С 2000 года доходы населения области росли, однако в 2008 году в условиях кризиса, сократились на 8%. Вместе с этим, индекс цен на потребительские товары и услуги увеличился на 14,9%», - сообщила заместитель председателя комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Людмила Темразян во вторник, 14 апреля, в ходе совещания, посвященного итогам работы потребительского рынка в 2008 году.

Впрочем, несмотря на расхождение цен и доходов, в 2008 году сфера потребительского рынка держалась на плаву довольно устойчиво. К примеру, оборот розничной торговли в Ленобласти вырос на 5,3%, оборот платных услуг увеличился на 1,7%, оборот с сфере бытового обслуживания - на 6,7%. Но есть и пробел в этих положительных показателях. «Отрасль общественного питания первой отреагировала на финансовый кризис. Оборот общественного питания сократился на 2,2%. В 2009 году это снижение продолжается», - рассказала Темразян. Она также отметила, что это снижение связано с тем, что жители области стали меньше проводить корпоративных посиделок и заказывать банкеты в местах общепита.

По ее словам, снижается и оборот розничной торговли. Однако, как отметила представитель комитета по малому и среднему бизнесу, нужно понимать, что во Всеволожском, Выборгском и Гатчинском районах оборот всегда выше, чем в Подпорожском и Лодейнопольском. Так, к примеру оборот розничной торговли в Подпорожском районе сократился на 32%, в Сланцевском районе - на 20%.

В сфере розничной торговли в Ленобласти работает 95,5 тысяч человек, создано 18,5 тысяч торговых объектов. По информации Темразян, практически во всех районах есть предприятия сетевой торговли. К примеру, на территории области 39 «Пятерочек», 13 магазинов «Находка», 11 - «Полушка», 27 магазинов «Дикси». Впрочем, в 2008 году, по словам Людмилы Темразян, некоторые сетевики закрывали свои магазины в регионе, представитель комитета среди таких назвала «Евросеть», «Цифроград» и «Дикси».

«В период кризиса сетевые магазины выступают в качестве социальных, поскольку снижают цены на основные виды товаров в виде скидок. С одной стороны сетевые магазины означают наличие выбора, низкие цены, но с другой стороны они создают конкуренцию местным предпринимателям», - считает заместитель председателя комитета по малому, среднему бизнесу и потребительскому рынку.

Не менее важными для региона остаются рынки. На сегодня в области существует 41 рынок, из них 35 универсальных и 6 специализированных (в том числе и 2 сельскохозяйственных). Около 20 из них располагаются во временных зданиях и сооружениях, в которых осуществляется, в основном, торговля промышленными товарами. Однако, по федеральному закону №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» с 1 января 2010 года осуществление рыночной торговли возможно только в капитальных зданиях и сооружениях.

«Мы обращались в Госдуму и в министерство промышленности и торговли РФ с просьбой перенести срок исполнения этого закона с 2010 года на 2012 год. В условиях кризиса многие уволенные с предприятий работники могли бы подрабатывать с помощью торговли на рынках», - заявила Темразян.

В сфере общественного питания, ведомство по малому бизнесу беспокоит не только снижение оборота, но и отсутствие «тематических кафе». В частности, по словам Людмилы Темразян, не хватает Ленобласти детских кафе, интернет-кафе, с просмотром спортивных передач и ориентированных на национальную кухню. Кстати, в прошлом году в регионе открылось лишь 10 новых ресторанов и 20 кафе, причем 5 кафе появилось в Выборгским районе и 15 - во Всеволожском.

Стоит отметить, что не только кризис мешает реализации продукции у областных предприятий потребительского рынка. К примеру, технический регламент на молоко и молочную продукцию, который вступил в действие с 17 декабря 2008 года. По словам Людмилы Темразян, с 19 июня на полках магазинов молочная продукция должна появится в новых упаковках. Однако у областных переработчиков молока на складах слишком много накоплено упаковки «старого типа». В связи с этим, комитет намерен обращаться к федеральным властям, с просьбой отсрочить введение новой упаковки для молочной продукции.

Не обошли на совещании и вопросы обеспечения работы школьных столовых и буфетов. Напомним, что губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков неоднократно говорил о том, что питание школьников должны обеспечивать представители малого бизнеса, дабы сократить в штате каждого учебного учреждения поваров. «Малый бизнес готов с 1 сентября 2009 года обслуживать школы, но возникнет проблема с обеспечением школ в отдаленных сельских поселениях», - считает Темразян.

Есть и хорошие новости. Так,  малому бизнесу и потребительскому рынку стали меньше докучать контролирующие органы. По словам, заместителя руководителя территориального Управления Роспотребнадзора по Ленобласти Иосифа Элиовича, число проверок торговых точек снизилось почти на 20% и в общей сложности составило 1398. Кроме того, по его словам, меньше в два раза в прошлом году проверяющие «кошмарили бизнес» совместными рейдами с миграционной службой, налоговой инспекцией и МВД.

Впрочем, как выяснилось, несмотря на уменьшение проверок, число выявленных нарушений увеличилось на 40%. Среди основных нарушений в торговых точках Ленобласти Элиович назвал реализацию товаров без документов об их качестве и безопасности, нарушение прав на информацию о товаре и производителе, не соблюдение правил гигиены и уборки рабочих мест и холодильного оборудования.

Помимо этого, на 69% увеличилось число обращений жителей области в Роспотребнадзор, из них 82,4% связаны с нарушениями в сфере торговли, 17% жалоб - на сферу услуг, в основном — в области жилищно-коммунального хозяйства.

Людмила Петрова, 47News