На фоне межэтнического конфликта в Челябинской области вспомнили кочевников под Петербургом. Недавно они махались с ГАИ. Но местный глава уверен – бедность и зависимость не дадут взорваться.
После резонансного случая в городе Коркино Челябинской области, где жители восстали против табора, возникло очевидное опасение – не повторится ли аналогичное в Ленобласти. Всего неделю назад представители кочевого народа в деревне Верхние Осельки попали в громкую историю – схлестнулись с сотрудниками ГАИ. Силовики ответили рейдом, арестами, подозрением в самострое.
- Не боитесь, что в Ленобласти на волне массовых поджогов домов на Урале повторится что-то неприятное? – спросил утром 25 октября журналист 47news главу Лесколовского сельского поселения Андрея Михеева.
- Давайте для начала так. Судить, что произошло в Челябинской области, я не могу, это далеко. Но цыгане цыганам рознь. У нас живут котляры – это одна из цыганских этнических групп. У них другой менталитет, нежели у тех, что я видел по телевизору. Судя по зажиточным домам, там люди довольно богатые, ромалы. Наши живут бедно, никакими наркотиками или чем-то другим не занимаются. Исторически зарабатывают на металлоломе, сварке. Как бы ни было, надзор со стороны правительства и силовых блоков дают результаты, - рассказал он.
По словам главы поселения, кочевников он помнит примерно с 1970-71 годов, когда сам ещё ходил в школу, а они переехали на станцию Пери.
- Тогда было какое-то стихийное бедствие в Молдавии, и они оттуда стали разъезжаться в европейскую часть Союза. Чуть ранее, в 56-ом году, был издан закон об ассимиляции кочевых народов. И так получилось, что в Пери им предоставили 3,5 га земли. Стали строить дома, регистрировать, но впоследствии право собственности так и не оформили. Милицейские адреса тем не менее у них есть, все они граждане России, - вспоминает он.
В советские годы и в 90-е представители табора в Лесколовском поселении занимались тем, чем привыкли – в том числе гаданием, мужчины концентрировались на сборе металлолома. В начале 2000-х всё изменилось, когда государство стало сильно поддерживать многодетные семьи.
- Теперь женщины не гадают. У них у всех в семьях по пять-шесть детей, и они получают пособия. Если брак официально не зарегистрирован, ещё лучше – есть все льготы как у одиноких, малоимущих. Допустим, на ребёнка положено тысяч 17-20, умножаем на пять – уже сто тысяч на семью. Вполне можно жить, - замечает Михеев.
В целом, он признаёт, что за счёт этого получается серьёзная зависимость табора от власти: "Да, они зависят от государства. Для получения льгот им нужно получить справки, формы-9 и так далее, для этого нужно обратиться в администрацию".
Верхние Осельки в день выборов, фото Михаила Огнева
Такие разговоры автор слышал лично, прямо в таборе, во время выборов. При виде представителя местной администрации, граждане, как правило, радовались и рвались уточнить – когда можно прийти для получения тех или иных льгот.
В принципе, намечается и обратная зависимость – никакой политической сознательности у обитателей табора нет, а регистрация есть. Благодаря их голосам депутатом ЗакСа в прошлом году стал Сергей Мачинский, а в этом году снова получил муниципальный мандат и сам Михеев. Всего в таборе проживает более 1200 человек, но большинство – дети.
- Ну а что ж тогда, раз у вас такая тишь да гладь, произошёл конфликт с ГАИ? – заметил журналист.
- Да они уже семь раз сами об этом пожалели. Такие ситуации бывают и с русскими, тут, скорее, частная история, чем общее поведение. Недавно ко мне приезжали старшие семей, мы им помогали составить обращение в ГИБДД, потом они ещё должны были к главе Всеволожского УМВД съездить. Обещали извиниться за своих родственников. И ещё обещали, что все представители табора будут соблюдать ПДД.
- Местные жители на что жалуются?
- В основном несколько точек конфликта. Цыганские женщины, вывозя телеги с мусором, не закидывают его в баки. Самим им это тяжело, а мужчины, по их традициям, в этом не участвуют. В результате картина такая – место сбора ТКО завалено мусором, а баки пустые. Плюс, у них же уровень образования – пять-шесть классов. Крутятся в своём социуме, считают, что им все должны, раз они родили детей. Не понимают, что их пособия – это налоги работающих людей. Сами же они нигде официально не работают, а требуют. И на воинский учёт не встают.
- Ну а интерес к чужому?
- Бывает, не без этого. Могут в Wildberries схватить что-то и убежать. Но когда я был в последний раз на совещании с участием полиции, выяснилось, что показатели преступности даже ниже, чем в других местах. Так что никакого социального взрыва я не жду.