На блок газовозов – теневой флот, за страх вторичных санкций – приличный дисконт, а на отсутствие "мозгов" - попытка за попыткой при помощи государства. У газовой отрасли есть план обхода.

До 100 млн тонн планируется нарастить производство сжиженного газа в России к 2035 году, заявил журналистам 30 сентября глава Минэнерго Сергей Цивелев. На днях вице-премьер Александр Новак оценивал потенциал нынешнего года в 35 млн тонн. При этом санкционное давление столь велико, что на паузу поставлено три масштабных проекта: "Арктик СПГ-2" (должен был быть запущен в конце прошлого года), "Мурманский СПГ" и "Обский СПГ" (этап проработки проектов). Тем временем, в Ленобласти продолжается строительство мегазавода Газпрома, но специалисты говорят о сложностях с поставками высокотехнологичного зарубежного оборудования и туманных перспективах в части поставок продукции.

Недавно 47news рассказывал, как непросто будет доставить СПГ до потребителей в Азии с учетом упрямой политики Евросоюза, направленной на отказ от российского газа.

По словам опрошенных экспертов, главных препятствий два – технологические и логистические санкции. В первом случае, речь об уникальных разработках, которыми никто делиться не собирается, во втором, речь о системе мониторинга морских грузоперевозок. Она сковывает потенциальных покупателей, опасающихся вторичных санкций.

О препонах и возможностях при достижении заявленной планки 47news поговорил с президентом Национальной ассоциации сжиженного природного газа Павлом Сарафанниковым.

- Почему нельзя заимствовать и копировать технологии? Если грубее, то да, воровать. Те же китайцы на этапе становления промышленности не гнушались.

- Крупнотоннажное производство СПГ - слишком сложный, многосоставной и уникальный процесс. Технология может быть одна, но каждое производство индивидуально. Имеет значение множество факторов – месторасположение, состав газа и прочее, прочее.

- То есть у нас нет человеческих компетенций, "мозгов"? В чем тогда выход?

- По инженерной составляющей нам действительно приходится догонять. Многое утеряно. Нужно внедрять новые технологии, а для этого необходимы новые площадки. Нужно субсидирование государством НИОКР, но это не год и не два, а лет пять. При этом может так выйти, что технология, с точки зрения бизнеса, будет нежизнеспособна. Инвестор же хочет понятного результата, ему эксперименты ни к чему. Если апробирование успешно, линию нужно масштабировать, это тоже время. Как самолет построить, вроде все понятно, но "Боингов" у нас нет, как и "Мерседесов". И гарантий нет, вероятность примерно 60 на 40. При этом нам нужно сразу несколько технологий, применимых в разных условиях, то есть задача усложняется в несколько раз. Условно, нам необходимы не только "Жигули", но и "КамАз" и "Газель". Пока же только "Жигули", и то одной модели. Нужно поддерживать отечественных разработчиков оборудования и стимулировать их в том числе через открытие экспортных рынков.

- Но есть пример Новатэка, у него же получилось?

- Есть, но он такой один. Честно говоря, не совсем понимаю, откуда возьмется 100 млн. У нас малотоннажнная 4-я линия "Ямал СПГ" на 0,95 млн тонн, завод СПГ в Усть-Луге три очереди на 18 млн совокупно, Мурманский СПГ еще 20 млн.

Как сообщалось на профильном форуме в Петербурге 17 сентября, в 2024 году Россия планирует произвести 38 млн тонн СПГ (в прошлом году - порядка 30 млн), а к 2027 году нарастить его экспорт до 56,6 млн тонн, сообщает "Фонтанка.ру" (всего в мире производится примерно 400 млн тонн, рост к 2035 году ожидается до 800 млн тонн). Сегодня порядка 50% объема нашего СПГ экспортируется в ЕС.

- Уже идут разговоры о создании теневого флота газовозов по аналогии с нефтью. У России пока получается неплохо. Насколько это применимо в отношении СПГ?

- Такая практика вполне возможна, то есть технология трансшипинга, перегрузки газа с одного судна на другое. Но есть еще одна тенденция, которая позволит выходить из-под санкционного давления – мелкотоннирование и перевозка СПГ 40-ка футовыми танк-контейнерами. Нынешние газовозы рассчитаны на 70 – 100 тысяч тонн. В случае с контейнерами одно судно может перевезти 960 контейнеров общим объемом 15 тысяч тонн. Это позволит уйти от необходимости использования терминалов с емкостями на берегу и добиться мобильности. Китай уже построил два таких судна. Пока единственное ограничение это расстояние – до 6 – 8 тысяч миль. Но Россия может развивать такие поставки по суше в Азию.

От Усть-Луги до Бельгии, где расположены крупнейшие газохранилища, по воде примерно 2,5 тысячи км. До индийского порта Мумбай - чуть более 14 тысяч. А до китайского порта Гуанчжоу - около 22 тысяч.

- У нас есть возможность строить свои газовозы? Есть верфи, "Звезда" на Дальнем Востоке, но они сами под санкциями.

- Теоретически есть, но уровень понимания всех цепочек производства и логистики у англосаксов столь высок, что они бьют по всем возможным звеньям. Пока у нас только два бункеровщика, газовозы либо куплены, либо арендованы. Точной цифры вам никто не назовет, все опасаются санкций.

- Опять по аналогии с нефтью, значительный дисконт на наш СПГ может помочь достигнуть заявленных планов?

- Если экономика производства будет уходить в минус, то долгосрочной такая стратегия быть не может. Если же найти баланс между скидкой и прибыльностью, то да, такое возможно – залить рынок продукцией, как мы это сделали с нефтью, и покупатель нашелся и в Китае, и в Индии.

47news рассказывал о том, что рынок Индии рассматривается, как один из самых быстрорастущих и перспективных с точки зрения потребления СПГ.

- Кто наши основные конкуренты по дележу рынка?

- США, Катар, Австралия. Мы в свою очередь крупнейшие импортеры для Китая, Японии и пока Европы.

- Какие рынки сбыта не раскрыты, но перспективны?

- Профессиональное сообщество уверенно говорит о том, что нужно делать упор на Африку, там большие проблемы с недостатком энергоносителей.

- В итоге вы видите противоречие сложившейся ситуации с планами правительства РФ?

- Ситуация постоянно меняется, это дает возможность для маневра. Предлагаю смотреть на будущее оптимистично.