С введением антифрод-решений, которые блокируют подменные номера, мошенники стали активно использовать мессенджеры, рассказал "Известиям" старший эксперт "МегаФона" по расследованию фрод-инцидентов Борис Лопатин. Для убедительности злоумышленники добавляют в профиль логотипы банков или похожую символику других организаций.
Одна из самых доверчивых и уязвимых категорий — люди пенсионного возраста, подчеркнул эксперт. Чтобы защитить старших родственников от неприятностей, важно напоминать им о правилах информационной безопасности.
"Если вам звонят под видом банка, сотового оператора, правоохранительных органов и просят совершить определенные действия — назвать код из СМС для авторизации в том числе в Госуслугах, озвучить ответ на контрольный вопрос, сообщить другую конфиденциальную информацию — не поддавайтесь. Сразу прерывайте звонок", — посоветовал собеседник издания.
Он также напомнил о том, что всегда можно самостоятельно позвонить в организацию, от лица которой обращаются, и уточнить все интересующие вопросы.
Иногда мошенники звонят и пытаются провести транзакции по карте или получить доступ к личному кабинету в различных онлайн-сервисах, когда незаконным способом уже узнали личные данные, рассказывает эксперт. В таком случае им нужен код подтверждения, который может быть указан в смс-сообщении.
"Никому не сообщайте эту информацию, она предназначена только для вас. Также запомните и объясните пожилым родственникам, что представители госструктур никогда не звонят гражданам в мессенджерах", — посоветовал Борис Лопатин.
Также злоумышленники могут сбрасывать звонки после первого гудка — это мошенническая схема, при которой злоумышленники провоцируют перезвонить на неизвестный номер. Пока вы на линии, со счета будут списываться деньги. Поэтому лучше не перезванивать на неизвестные номера, рекомендует эксперт.
Нередко людям звонят с незнакомого номера от лица близких и знакомых или пишут с просьбой перевести денег, не стоит сразу доверять таким просьбам — вместо этого эксперт советует позвонить напрямую близкому человеку или людям, которые могут находиться рядом с ним, чтобы узнать, действительно ли нужна помощь.
Также не стоит устанавливать на телефон сомнительные посторонние программы — они могут быть предназначены для получения доступа к приложениям, включая банковские. Также важно объяснить пожилым родственникам, что не надо следовать инструкциям незнакомых людей, сообщать по телефону свои личные данные, коды из смс-сообщений и электронных писем, пароли от банковских приложений и других онлайн-сервисов. Лучше всего сразу закончить такой разговор, или вообще не брать трубку и заблокировать неизвестный номер телефона., советует эксперт.