Принятый Госдумой закон об ужесточении с 1 октября условий заключения договоров страхования жизни (ДСЖ) защитит интересы потребителей финансовых услуг, рассказала агентству "Прайм" Мери Валишвили, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Инвестиционное и накопительное страхование жизни являются достаточно популярными инструментами сбережения и приумножения капитала. Однако они в большей степени рассчитаны на квалифицированных инвесторов, осознающих все плюсы и минусы их использования. Нередко случается так, что недостаточно финнасово грамотные граждане становятся жертвой недобросовестных продаж (мисселинга) и не получают доход, на который рассчитывали.
По данным Банка России только в 2023 году более 1,1 миллиона граждан приобрели полисы добровольного страхования жизни. Всероссийский союз страховщиков приводит следующую статистику - накопленные резервы страховщиков жизни составляют по итогам I квартала 2024 года около 1,6 триллиона рублей.
"Как правило именно страхование жизни становится наиболее распространенной практикой мисселинга, т.е. недобросовестных продаж со стороны банков, которые вместо стандартных и безопасных инструментов продвигают более прибыльные, но и более рискованные", - говорит Валишвили.
На этом фоне Банк России не просто контролирует работу банков и страховщиков, но и постоянно ужесточают требования для защиты прав потребителей финансовых услуг. Теперь закон разрешает заключать ДСЖ лишь с квалифицированными инвесторами, либо проводить предварительное тестирование неквалифицированных. Исключение возможно лишь в некоторых случаях.
Финансист напомнила, что с 1 апреля 2024 года вступили в силу новые требования к договорам инвестиционного и накопительного страхования жизни (ИСЖ и НСЖ). Теперь страховые компании не имеют права отказывать клиентам в выплате всего заработанного инвестиционного дохода, а сама выплата должна быть не меньше совокупных взносов страхователя. На осуществление выплаты у страховщика есть максимум 30 дней после подачи заявления клиентом.
"Таким образом, "зашить" в страховой продукт сложные для понимания клиента условия или условия, нарушающие права потребителя, становится достаточно сложно. В любом случае, при выявлении недобросовестных практик со стороны банков или страховщиков граждане могут обратиться за защитой своих прав в электронную приемную Банка России", - заключила специалист.