Бесхозное кладбище под Приозерском превратилось в свалку. Хоронят там с 1930-х до наших дней, но хозяина не было. 47news узнал, почему покойники лежали в лесу и как погост стал легальным.

В поселке Сосново заканчивается благоустройство кладбища. Его можно назвать нетривиальным - исторически на этом месте хоронили, но по факту погост был бесхозный, а по сути незаконный - участок находился на землях гослесфонда, на кадастровом учете земля не стояла, назначения такого не имела. Поскольку кладбищем никто не занимался, зрелище было неприглядное - везде хлам и дороги, утопающие в грязи. Граждане не один год жаловались на запущенное состояние.

Фото: администрация Сосновского поселения

Жалобы жителей в администрацию результатов предсказуемо не приносили. Муниципалы отвечали, что никакого отношения к погосту не имеют, а трата средств будет нецелевым расходованием. Так выглядела территория весной.

Фото: читатель 47news

В прошлом году процесс сдвинулся, в прямом смысле, с мертвой точки.

"Там годами хоронили, так сложилось, но кладбищем это было назвать нельзя. Мы вывели участок из гослесфонда, поставили на кадастровый учет, у земли появилось назначение. Провели конкурс на благоустройство, появилась компания, которая стала приводить кладбище в порядок", - рассказал бывший до недавнего времени главой администрации Сосново Артем Беспалько.

Конкурс выиграло ООО "Приозерская ритуальная служба", зарегистрированная в Сосново. Контракт стоимостью 3,4 млн рублей - на три года. Информации о том, что она управляет другими кладбищами, нет.

По словам директора и владельца этой фирмы Игоря Комарова, работы начались в мае, закончить планируют в середине июля.

"Здесь была натуральная помойка. Причем территория большая. Я не знаю, как можно было до такого состояния дойти. Для начала вывезли кубов триста мусора, поставили баки, под ними залили бетонные площадки, емкости с водой и установили беседки и туалеты. Потом спилили сухостой - штук тридцать аварийных деревьев, сейчас занимаемся дорогами, выстилаем асфальтовую крошку", - рассказал он.

Фото: читатель 47news

По словам чиновников, нашлись и недовольные. На кладбище работала компания "Могретан", зарегистрированная 20 лет назад. По СПАРКу, оборот за прошлый год 7,5 млн, убыток 800 тысяч рублей. Фирме принадлежит частный морг, расположенный неподалеку от кладбища. В Сосново он единственный.

"Там было много непонятных организаций, но эта основная. После того как мы начали наводить порядок, разработали нормативные документы для оказания услуг на кладбище, они начали настраивать против нас людей. Побежали в полицию кляузы писать. Такое ощущение, причина в том, что их отодвинули", - полагает исполняющий обязанности главы администрации Леонид Бобровский.

По данным 47news, проверка экономического отдела УМВД по Приозерскому району Ленинградской области действительно была, но процессуального продолжения не получила.

Директор компании "Могретан" Геннадий Гребнев сослался на занятость. Но судя по словам чиновников, он недоволен тем, что его компанию не допускают до работы на кладбище.

Директор "Приозерской ритуальной службы" Комаров заочно возражает: "Мы ничего людям не запрещаем. Если же организация производит бетонные работы, то нужно оформить разрешение, оно делается элементарно. Это необходимо для того, чтобы в случае повреждения соседних захоронений ответственность была на тех, кто это сделал".

- Почему раньше годами никто не занимался этим местом? - уточнил 47news у и.о. главы администрации.

- В разное время пытались, но упирались в сложности с исключением из земель гослесфонда. Это требовало взаимодействия с региональными и федеральными ведомствами. С моргом тоже будем решать вопрос - он был каким-то образом куплен в непонятные годы. Причем находится на территории больницы.

По данным 47news, вопрос с переводом земли помог решить ресурс главы поселения Николая Патрушева. Он приходится внучатым племянником секретарю Совета безопасности РФ Николаю Патрушеву.

По словам главы администрации Приозерского района Ленобласти Александра Соклакова, на кладбище в Сосново хоронили еще до Великой Отечественной войны.

"Тогда еще и понятия такого не было, как земли гослесфонда. Сложности с переводом действительно были. Подобный пример был в Саперном, где участок принадлежал Минобороны, но и там справились. Так что больше у нас в районе нет бесхозных кладбищ", - отметил собеседник.