47news показывает, как хранится отход от глиноземного завода в Китае. РУСАЛ убеждает — всё безопасно, но жители в сомнениях. Мы задали неудобные вопросы.
На днях 47news показал, как делегация правительства Лениградской области, общественников и экологов посетила глиноземный завод Wenfeng New Materials в промышленном китайском кластере.
Мы показали все этапы производства, рассказали о методе, системах управления, мерах по защите окружающей среды, источниках воды и нюансах планируемого к строительству завода в Ленобласти.
Заключительной точкой визита стало шламовое поле. Именно его возможное появление более всего раздражает жителей Соснового Бора.
Шлам попадает на поле по закрытому конвейеру и развозится грузовиками по 83 гектарам (марсианский пейзаж). Поднимаемся на террикон по ступеням, справа-слева высажена зелень. Откосы укреплены ромбами из дерева, а где-то накрыты километрами мелкой сетки. Как объясняют сопровождающие, здесь запланировано благоустройство.
Красный шлам - основной отход глиноземного производства. Состоит в основном из соединений железа (этим обусловлен цвет) и песка. Содержит и остаточный алюминий, титан и редкоземельные элементы.
Террикон состоит из слоев, форма каждого как у основания усеченной пирамиды. Шлам поступает на поле в сухом виде, перед этим его отжимают пресс-фильтрами, а также извлекают фракцию, содержащую железо (для переработки на соседних сталелитейных заводах).
- Хранение – по ультра-сухому способу. Отжатый шлам поступает на площадку в виде спрессованного кускового материала. В прошлом глиноземные заводы хранили шлам вперемешку с жидкостью, он высыхал уже на площадке, порой порождая пыление. На новых заводах такого нет. В дополнение, при сухой и солнечной погоде, начинает работать оросительная система, - говорит сотрудник завода.
При получении тонны глинозема образуется столько же шлама. Мощность завода 4,8 млн тонн. Наполнение поля не бесконечно, его емкость рассчитана до 2057 года. После этого площадка должна быть рекультивирована.
Пыли не видно, но и погода достаточно влажная. Впрочем, представители завода рассказывают: "Когда шлам отжимают – там остается связанная влага (немногим более 20% влаги) – она предотвращает возможность пыления. Транспортеры и узлы перевалки - закрытого типа. Хранилище оборудовано оросительными системами". "Выпадающие осадки собираются посредством дренажной системы - и идут в систему замкнутого водооборота завода. Это, кстати, снижает забор воды для восполнения испарения", - убеждает сопровождающий.
По словам его коллеги, в Ленобласти положительный водный баланс, то есть дней с дождем и снегом больше, чем солнечных. "Естественно, у жителей возникает вопрос - какой "ультра-сухой" способ при наших осадках. Но осадки - не плохо, природа помогает поддерживать правильную влажность шлама и снижает потребность в заборе воды".
Еще один аргумент РУСАЛа - в Европейском союзе шламу присвоен код не опасного отхода. В России самый низкий, V класс.
- У европейцев в принципе нет "шкалы опасности". Либо опасен, либо нет, - говорит представитель РУСАЛа на заводе Wenfeng Михаил Дворный, ранее проработавший 13 лет на ирландском заводе РУСАЛа.
По словам штатного эколога РУСАЛа, влияние производства на окружающую среду объективно оценивается не столько по "классам" (могут различаться в разных странах) – а по выполнению нормативов выбросов, которые не допускают превышения предельно допустимых концентраций отдельных веществ, из которых состоит шлам, в атмосфере. Нормативы устанавливает государство.
Тем временем, на глиноземных заводах России старого поколения уже накоплено около 600 миллионов тонн красного шлама, и его количество с каждым днем только увеличивается.
-Те, кто допускает, что хранение действительно будет ультра-сухое, все равно недовольны значительной площадью поля, - заметил 47news в разговоре с представителями РУСАЛа.
- Способы переработки красного шлама уже есть, идут опытные проекты, отлаживается экономика процесса. В Китае – и, в частности, на этом заводе Wenfeng - шлам успешно перерабатывают в черной металлургии. Он же может применяться в дорожном строительстве, такой опыт уже был в Бокситогорске, - отвечает директор Бокситогорского завода Анатолий Голованов.
Здесь отметим мнение - применению шлама в дорожном строительстве якобы противодействует "строительное лобби", этому рынку невыгодна замена общераспространенных полезных ископаемых (суглинков) иными материалами. Играет роль и стоимость транспортировки.
В связи с планами по строительству завода нередко вспоминают, пожалуй, самый громкий инцидент в отрасли - в 2010 году на заводе в Венгрии из-за разрушения плотины произошел разлив более миллиона кубов шлама.
- Невозможно сравнивать, там было хранение шлама в виде жидкой "пульпы" – а здесь ультра-сухое. Здесь шлам просто не может течь, вы же сами видите. Его компактно складывают, более того, площадка полностью изолирована от почвы. За последние 15 лет, когда начали строить заводы по новым технологиям, инцидентов не было, да и чисто физически их не может быть.
- В провинции Хэбэй самый загрязненный воздух в Китае. Так себе реклама вашим планам.
- Провинция Хэбэй - основное место размещения сталелитейной промышленности Китая, с очень высокой плотностью предприятий. Главная причина проблем с воздухом – черная металлургия, а вовсе не глиноземное производство. При этом китайское правительство сегодня решает эту проблему, ужесточая экологическое законодательство. Например, этот завод соответствует высшим стандартам по экологическим требованиям класса "А".
В качестве примера добрососедских отношений глиноземного производства с населением, сотрудники РУСАЛа неустанно приводят предприятие в Ирландии: "До ближайшей фермы всего 1 километр, вода забирается из реки. Если у жителей есть вопрос, они всегда могут позвонить по специально выделенному телефону. Более того, мы приветствуем, если жалоба поступает в природоохранное агентство - там профессионалы и разбираются детально. Например, достаточно давно был случай - умерли три коровы, якобы рак. Государство привлекло три десятка экспертов, потратило 5 лет и 5 млн долларов, но взаимосвязи с производством не нашло", - вытаскивает заготовку представитель компании.
Тем временем, с 1983 года на заводе в Ирландии скопилось более 40 млн тонн шлама. Для рекультивации сегодня используют технологию гидропосева. Тщательно перемешанную смесь из семян, удобрений, воды, специальных добавок и мульчи (микс из древесины или целлюлозы), при помощи специальной установки наносят на заранее подготовленный под озеленение участок.
"Через месяц получаем результат", - говорит до недавнего времени представитель РУСАЛа на заводе Михаил Дворный. Его коллега по производству и вовсе под конец выдал реплику, похожую на лозунг: "Необходимо дестигматизировать шлам".
В ближайшее время расскажем о впечатлениях делегации Ленобласти. Они неоднородны.
Виктор Смирнов,
47news
Справка:
Соглашение о строительстве двух очередей глиноземного завода компанией РУСАЛ подписано на ПМЭФ-2023 губернатором Дрозденко и гендиректором компании Евгением Никитиным. Проект на стадии изысканий. В случае если они будут успешными, прогнозный срок запуска очередей завода - 2028 и 2032 годы, инвестиции 400 млрд рублей. Сообщалось, что РУСАЛ недавно открыл общественную приемную. Подробно о вариантах строительства рассказывал губернатор Александр Дрозденко. 47news разбирал многочисленные этапы и экспертизы для подобных объектов. Мы рассказывали, как завод хотят отправить за полярный круг и почему выбор пал на Ленобласть, а также о мировом рынке алюминия на данный момент. Сама компания РУСАЛ рассказывала о технологии, называя ее самой современной. Высказывалась на эту тему и глава Роспотребнадзора Анна Попова. До этого взглянуть на прототип завода в Китае ездила делегация правительства Ленобласти во главе с Дрозденко. Тогда стало известно, что РУСАЛ купил долю этого завода.
В мае суд отказал представителям КПРФ в иске к местному совету депутатов. Истцы требовали признать нелегитимным решение совета об отказе в проведении референдума о целесообразности строительства компанией РУСАЛ глиноземного завода в соседнем Ломоносовском районе.