Пока единственный комплекс по обращению с отходами в регионе показали зампреду правительства РФ. 47news собрал характеристики и сомнения в репортаже с места.
Областной регоператор по обращению с отходами 6 июня показал первый в Ленобласти комплекс по полуавтоматической переработке мусора. От Петербурга два часа езды, от Кингисеппа 11 километров. Въезжаем на территорию, по бокам свежепосаженные елки подтянулись перед приездом зампреда правительства РФ Дмитрия Патрушева. Под ногами отдраенный бетон. "100 процентов обработка, 50 процентов утилизация", - хвастается надпись на стене завода.
- Смонтировали за три месяца, 90 процентов оборудования наше. В том числе программное обеспечение, сами разработали. Железные конструкции тоже мы делали, - говорит энергичная замдиректора тверской компании "Экомашгруп" Александра Охотникова.
- Китай выручает?
- То, что нужно, например, камеры для оптического сепаратора, у них недостаточно хорошего качества. Мы сами разрабатываем.
Площадь участка - 56 гектар, площадь завода - 1,1 Га, еще 10 Га - административно-бытовой комплекс, пруды-накопители, очистные. Располагается в промышленной зоне "Фосфорит". Площадь карт для хранения неперерабатываемых "хвостов" - около 30 Га, емкость - 9 млн тонн. На строительство ушел год (по меркам отрасли – быстро).
Заходим внутрь, доносится мелодия из альбома "Волшебная страна" Игоря Бутмана. Высокие потолки, новенькое оборудование отливает хромом. В одном из лотков притаился рваный картон для демонстрации. Предприятие показывает директор регоператора УКООЛО Николай Хасиев. Не переставая жестикулировать, рассказывает, что и куда будет ехать и что из этого всего выйдет.
По мнению представителей областного регоператора, место выбрано оптимально: "Земля исторически промышленная".
- В полутора километрах поселок Первое Мая. Не опасаетесь протестов?
- Жилых домов около сорока. Но, тем не менее, на 2025 год у нас запланировано строительство дороги в объезд, проект уже есть, - прокомментировал Хасиев.
Планируется, что в сутки на завод будет поступать около тысячи тонн отходов. Каждая машина взвешивается и идентифицируется. Мусор попадает на ленту и проходит через механизм-разрыватель пакетов. Далее происходит ручная сортировка. В баки рядом с лентой уходит пластик, стекло, дерево, ветошь и прочее потенциально утилизируемое либо опасное для механизмов.
- Есть опасения, что трафик мусоровозов будет вызывать недовольство местных жителей? - спросил 47news.
- В Кингисепп мы не заезжаем, движение пойдет с федеральной трассы, - отвечают в областном регоператоре.
Затем мусор попадает в барабанный грохот (оборудование для разделения на фракции по величине), где делится на крупную и мелкую фракции - происходит отделение органики и пищевых отходов. "Залипать", глядя в него, можно долго.
Органику отвозят на так называемые бурты, где добавляют бактерии и подают тепло до 70 градусов. Начинается ускоренный процесс, похожий на брожение. Примерно через 50 дней получается компост, его перерабатывают в техногрунт. Покупателей на него найти непросто. Будет использоваться для пересыпки карт, где хранятся "хвосты".
Возвращаясь к сортировке, стоит отметить отдельную небольшую линию для раздельно выброшенного мусора. Его будут досортировывать и отправлять на переработку. Основной же массив проходит через воздушный барабан, где полимеры делятся на два вида пленки: ПЭТ и непрозрачный пластик. Далее - баллистический сепаратор. Он импортный, через год обещают сделать отечественный (на предприятии встречаются шильдики Германии, Италии).
По словам Николая Хасиева, вторичное сырье будет пользоваться спросом. "Предприятий по переработке вторсырья открывается все больше, конкуренция за товар растет, а значит и цена. По доставке до конечного переработчика сложностей не вижу, в большинстве своем заберут самостоятельно", - говорит он.
Суровый мужчина, представитель завода смотрит на журналистов с некоторым подозрением. Может, инженеру без удовольствия смотреть на толпу несмыслящих.
По данным регоператора, процент утилизации составит до 55%, из них отбор вторичных материальных ресурсов составит 20% и до 35% компостирование.
Оборудование красно-желтое, подсвечено бордовым и зеленым неоном. Словно декорации космического корабля из киносаги "Чужой". Кстати, встретился на оборудовании и шильдик китайской компании.
Линию подачи отходов на короткое время запустили. Рваный картон чинно покатил вверх.
Территорию всего предприятия показали оригинально - изображение с коптера транслировалось на экран, Хасиев докладывал. Периодически направляя: "Давайте полетим туда".
Общий объем инвестиций в проект составил порядка 4 млрд рублей, в том числе в рамках федеральной поддержки от ППК РЭО – 2,9 млрд.
Сюда повезут из восьми районов: Гатчинский, Тосненский Ломоносовский, Кингисеппский, Волосовский, Лужский, Сланцевский и Сосновый Бор. В сумме - 300 тысяч тонн. Еще столько же генерирует Всеволожский и Кировский районы. Под них планируется построить такой же завод в Рахье. (Проект на уровне захода в экспертизу).
Всего в Ленобласти образуется 740 тысяч тонн в год. Оставшиеся 140 тысяч дают восемь районов, их может принимать полигон под Выборгом, говорят представители регоператора.
За зданием завода - те самые карты для размещения "хвостов". Выглядит масштабно. Рядом подогнаны новенькие мусоровозы.
По данным регоператора, вся площадь под картой для "хвостов" перекрыта резиной и специальной мембраной. Сверху уложено около миллиона кубометров песка. В некоторых местах высота достигает трех метров. Территория огорожена. По проекту, расчетное заполнение карт наступит через 30-35 лет. После - рекультивация. То есть, следующая остановка - 2059 год.
По словам специалистов, фильтрат (жидкость) от отходов будет стекать в септики. 80 процентов подлежит очистке до состояния технической воды, остальные будут сдаваться на утилизацию Леноблводоканалу.
Наконец, подвезли зампреда правительства РФ Дмитрия Патрушева (курирует сферу обращения с отходами, сменив Викторию Абрамченко). Кортеж скромный, несколько мерседесов и микроавтобус (пока шеф осматривал завод, один из водителей подливал бензин из канистры цвета хаки). Прибыл и глава "Российского экологического оператора" Денис Буцаев (структура курирует мусорную реформу и кредитовала УКООЛО на 3 млрд на завод под Кингисеппом).
Из соображений безопасности близко к Дмитрию Патрушеву не подпустили. Экскурсия для него была одинокой. На улице дежурила охрана, один из секьюрити был с антидроновым ружьем. На мероприятие прямо с ПМЭФ должны были прибыть на вертолете губернатор Александр Дрозденко и руководитель Минприроды Александр Козлов. Но подвел дождь с градом. По данным нашего издания, было экстренно принято решение встречать Патрушева вице-губернатору Олегу Малащенко.
После экскурсии Патрушева повели смотреть место складирования "хвостов". Делегация пробыла там довольно долго. Патрушев спрашивал. Возвращались дружно.
По словам членов делегации, Патрушев не осведомлен о длительном противостоянии областного оператора и городского НЭО, а также иных проблемах мусорной реформы.
Реформа в Петербурге и Ленобласти погрязла в бюрократии, протестах жителей и междоусобице регионов и регоператоров (официально соблюдается "тесное взаимодействие"). Тем временем, областные полигоны переполнены. Речь почти о 2 млн тонн. Половину принимает "Новый Свет" под Гатчиной, но уже не первый год говорится о необходимости рекультивации объекта. Еще 700 тысяч генерирует Ленобласть.
- Есть мнение, что городской регоператор НЭО к вам отходы не повезет. Но даже если бы повез, как бы вы принимали, если у вас мощности только на Ленобласть?
- Думаю, вряд ли повезут, они работают над строительством собственных КПО. Но, в целом, коллегам ничего не мешает привозить уже отсортированные "хвосты" со своего нового современного предприятия на Волхонке. Мощностей по захоронению отходов у "КПО Кингисепп" на 30-35 лет, хватит на всех, - подозрительно миролюбиво прокомментировал Николай Хасиев.
К журналистам вышел гендиректор УКООЛО Антон Бучнев. Он рассказал, что еще примерно 2-3 месяца уйдет на получение необходимых разрешительных документов для начала эксплуатации предприятия. Спикер в широкую клетку прошелся по этапам мусоропереработки, добавив, что такой же завод в Рахье планируется построить к концу 2025-го года (за счет инфляции и роста цен он, по примерным оценкам, будет стоить около 6,5 млрд рублей).
Закончилось все быстро, часов за шесть. Похоже, в части конкуренции между регоператорами все только начинается.