К зрителям — ни на шаг, вышел на сцену — улыбнись. Не до смеха и подёргиваний. Кружева, мини-юбки и цацки – через цензуру.
Ботфорты с бахромой, боди-сбруи и трясучка Ольги Бузовой на сцене в непростом городе Уфа — чуть ли не магистральная новость. Эти пляски толкнули депутата-коммуниста Филатову написать письмо министру культуры Любимовой. Федеральный политик указала госчиновнику на важность стандарта концертного костюма.
Бузовой не впервой будоражить внешним видом, и реагировали не только на неё. После "голой вечеринки" Ивлеевой за введение дресс-кода для артистов ратовал музыкант Юрий Антонов. А ранее интернет злословил про прозрачные наряды Волочковой, Собчак, Семенович и звезд-звезд.
47news заглянул, к какой эстраде может вернуться наш шоу-бизнес. С деструктивными образами в медиапространстве, как мог, боролся Советский союз. Но там визуальные медиа — это пара кнопок телевизора и печать газетных фото. Что до самой сцены, и большой, и даже самодеятельной, то на неё надо было ещё суметь попасть. При этом существовали, как вполне конкретные циркуляры, так и самоцензура — внутренний комментатор.
Корреспондент позвонил тем, кто успел поработать в золотую эпоху Ленконцерта. Эту организацию страна помнит в том числе и через ладный пиджак и аккуратную причёску Эдуарда Хиля, платья с пернатым подолом Эдиты Пьехи, тяжёлой косе Марии Пахоменко, крахмальным сорочкам Сергея Захарова.
- Твоя жизнь на сцене — это сценарий, все в твоём номере — обосновано и лишнего не надо. Никакого заигрывания с публикой, если к зрителям — то только по ступенькам. Нет лишним движениям, подергиваниям-почёсываниям, даже смеху. Но, когда выходишь на сцену, — улыбнись публике. Опрятный костюм и чистая обувь — не обсуждается, это обязанность. Дальше возможны варианты. Были года, когда мужчина-артист в кружевной рубашке не мог на сцену выйти, артисток не пускали в платьях без рукавов или коротких юбках, так, что коленки видны. Если певица в штанах, то тоже подтекст искали. Или кулон на груди — зачем этот акцент? А потом всё это плавно сошло на нет, - неохотно вспомнил былое один из собеседников.
В последние пятилетки работу как самого артиста, так и деятельность театрально-зрелищных предприятий определял приказ Минкульта "О нормах выступлений артистов в спектаклях и нормах постановок художественного персонала театров". Там было не только об условиях оплаты труда, минимальных зарплатах и тарифных ставках. Ориентиры указаны вполне конкретно: "высокое гражданское звучание и художественное качество". Сценический образ — составная часть идейно-творческой концепции. Там же разжёвывалось, например, в чем номер для телевизионной передачи или кино может отличаться от выступления в концерте.
На местах за репертуар и высокий духовно-нравственный облик советского артиста отвечал институт художественных советов — группа специально назначенных лиц. Орган давал свою оценку художественным ценностям произведения. Концертный костюм — такая же часть общего высказывания, как слова, мелодия, интонация. В совет входили не только мастера культуры, но и представители центрального или местного партийного руководства. Советские худсоветы не имели постоянного состава. Как правило, он формировался под разбор новой концертной программы, спектакля, кинофильма.
Худсовет на телевидении решал, кого увидит советский гражданин на "Голубом огоньке" или в "Песне года", а худсовет при Минкульте, кто будет представлять советскую эстраду на фестивале песни в польском Сопоте или болгарской Варне.
Конец эпохи - финал фильма "АССА" из 1987-го. Это год "Закона о кооперации в СССР". Он отпустил музыкантов в свободное плавание по концертным площадкам страны. А пока герой Цоя, устраивающийся на вакантное место в ялтинский ресторан, выслушивает:
"Вот часть 3, пункт 3, подраздел Б. "Обязанности артиста ансамбля. Выступать в единой для каждого коллектива утверждённой концертной форме. Выходить на эстраду в порядке, определенном руководителем. В процессе работы следить за качеством и умеренным звучанием инструмента..."