СК Петербурга вменил бывшему полковнику милиции закладку взрывчатки. 47news знает, что имя задержанного навечно привязано к убийству журналиста Агентства Журналистских Расследований (АЖУРа).
Только что "Фонтанка.ру" достаточно подробно описала обстоятельства взрыва в Петербурге автомашины в конце 90-х. 47news знает, что задержанный 30 мая бывший полковник милиции Михаил Смирнов считается причастным к исчезновению и убийству журналиста АЖУРа в июне 2004 года. 20 лет спустя мы напоминаем как, где это произошло. И отчего все еще стоит на тормозе.
Максим Максимов пропал из города 29 июня 2004-го. 40-летний, он был холост. Как вспоминают коллеги, в то время мобильник был ещё роскошью, а Максимов вполне мог уехать на пару дней за город, допустим отдыхать. Спохватились позже, активно искать его начали 7 июля, было возбуждено уголовное дело по убийству. За расследованием даже следила на тот момент губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.
Изучалось несколько версий с поправкой на неспокойное время. Коллеги обращали внимание, что последний раз Максимова видели утром 29 июня в городском суде на слушаниях по делу Старовойтовой. Он собирал фактуру для будущей книги. Изучалась и версия о расправе с журналистом после убийства его знакомого в 2003-м, авторитетного Руслана Коляка. Было мнение, мол, убитый работал на несколько спецслужб и передал Максиму какие-то секреты. Домыслы не нашли подтверждения.
Сегодня Максиму Максимову был бы 61 год. Журналистом собирался стать с детства, ещё школьником верстал журнал. Будучи студентом, в 1989-ом пришел в газету "Смена". Главный редактор "Смены" Галина Леонтьева вспоминала, что при Максимове отдел культуры был одним из лучших в городской прессе. В 1993 году в "Смене" Максимов познакомился с Андреем Константиновым, создавшим в газете отдел криминала.
Ближе к разгадке подобрались журналисты АЖУРа. Они буквально поминутно восстановили события в день исчезновения коллеги - выяснили, как в обед он договорился о встрече с неким Исаевым, кто представился сотрудником издания "Интеллект, Творчество". Он же предложил пройти якобы в офис на Фурштатской, 26.
"Однако, когда прибыли на место, выяснилось, что по этому адресу расположена баня, … В ходе следствия по делу один из двух "штатских" (судимый Мещеров) показал, что журналист Максимов был убит в помещении бани, затем его тело запаковали в полиэтилен и вывезли в Ленинградскую область", - писала "Фонтанка.ру". В предполагаемое место, в поселок Симагино Выборгского района, приезжали все, - от воинских подразделений и МЧС до "черных копателей", но найти яму, тело не удалось.
С 1998-го Максим работал в Агентстве журналистских расследований. Богемный круг общения пополнили лидеры преступных группировок и силовики. Как вспоминают его бывшие товарищи, из деловитого интеллигента Максимов превратился в "нормального парня, с которым можно поговорить". С 2002-го его темы широки: от фактов коррупции в милиции до убийства депутата Госдумы Галины Старовойтовой.
Позднее тот же Исаев объяснял, что ждал Максимова в кафе "Колобок" (на улице Чернышевского), но тот на встречу не явился. Журналисты АЖУРа же выяснили: Исаев на протяжении многих лет был штатным милицейским агентом. Тогда же в АЖУРе обратили внимание на серию расследований о коррупции в милиции.
"В течение нескольких месяцев перед своей гибелью Максим Максимов собирал информацию для подготовки публикации про одного из оперативников. Причиной интереса был не он сам, а дела, которые он вел, – на протяжении нескольких лет ряд людей были привлечены к уголовной ответственности за получение взяток. Максимов писал об этих уголовных делах и отметил, что взяткодателями по совершенно разным делам выступали одни и те же лица, что дало ему возможность предположить, что имели место провокации со стороны милиционеров", - описывали суть дела в АЖУРе.
Не секрет, что за год до исчезновения Максимов изучал обстоятельства присвоения Mercedes-Benz 300E бывшего замначальника Пулковской таможни. Владелец оказался в деле о коррупции, а его авто - у заместителя начальника "антикоррупционного" отдела оперативно-розыскного бюро ГУ МВД по СЗФО Михаила Смирнова (на тот момент - подполковника). Максимов несколько раз пытался договориться с офицером об интервью и в итоге собрал о нем приличное досье.
На причастность оперативников к убийству Максимова указывали в том числе федеральные СМИ. Были десятки телесюжетов, но обвинение не предъявлялось. Тело же не найти.
Собственно, тот же Исаев в 2005 году был задержан ФСБ по делу, где Смирнов и его подчиненные (Пятов, Бочаров) подозревались в фальсификации доказательств. Исаев дал признательные показания о своём участии в подготовке убийства Максимова и об участии в этом убийстве Смирнова. В частности, Исаев рассказал, как именно он заманил Максимова в помещение бани Фурштатской, где и задушили журналиста. Затем дал показания ещё один участник преступления, Мещеров. Он признался, что помогал выносить труп Максимова, завернутый в полиэтилен, из помещения бани.
Результат всего этого был ошеломительным.
Коллегия присяжных их оправдала, решение в силе оставил Верховный суд.
На страницах "Фонтанки" спустя и полтора десятка лет ставили материалы, а также воззвания к правоохранительным органам. В них перечислялось, какие доказательства за эти годы нашли и представили товарищи Максимова, в том числе – в Генеральную прокуратуру. В ответ разъяснялось многое, в том числе, что дело засекречено, поскольку главный свидетель – агент органов.
Что касается задержанного 30 мая Михаила Смирнова, то Следственный комитет выходит на его арест.