47news присмотрелся к неочевидным портретам националистов из открытых для нас республик СССР. Они сотрудничали с нацистами, а теперь их чеканят.
Вооруженные силы России третий год выполняют одну из заявленных целей - денацификацию Украины. Образом этой беды стал политик и коллаборационист Степан Бандера. При этом в истории других бывших республик СССР есть свои деятели, боровшиеся за полную независимость и национальную идентичность. В стремлении к этим целям они вступали в связи с Германией.
Ближайшая к современной России Республика Беларусь не любит вспоминать своего Фабиана Акинчица. Он родился в Минской губернии, переехал с семьей в Великий Новгород. 20-летним успел год провести в тюрьме за антиправительственный митинг. Освободился как раз к началу набора на юрфак Петербургского университета. Работал адвокатом и мировым судьей. В политических взглядах Акинчиц перекочевал от симпатий к эсерам в сторону фашизма. Советскую власть критиковал из Вильнюса, а с конца 1937-го работал в министерстве пропаганды Третьего рейха. После нападения Германии на Польшу вербовал будущих диверсантов и собрал сеть из 125 человек. Его агенты работали, в том числе, в гестапо: распространяли листовки и уговаривали местных расправляться с партизанами. Сам Акинчиц собирался стать гауляйтером оккупированной Белоруссии, но в марте 1943-го в центре Минска ликвидирован группой советских разведчиков, которых в литературе назвали "Мстителями".
"Рано утром мы, трое партизан, подъехали на автомобиле к зданию редакции. Поднялись на второй этаж. Перерезав телефон, разложили на столах партизанские "летучки" и поспешили на квартиру редактора "Белорусской газеты" Козловского, который проживал на третьем этаже в одном коридоре с редакцией. К нашему счастью, в квартире оказался еще не успевший уехать в Берлин сам Акинчиц", - цитировал воспоминания одного из участников ликвидации портал sb.by.
Примечательно, что ни минские, ни немецкие газеты не выпустили некрологи. Спустя годы историки не пытались оправдать поступки Акинчица, в медиа информация о нем подается резко негативно. В частности, вспоминают, что он создавал Союз белорусской молодежи - республиканский аналог гитлерюгенда. В целом современная Белоруссия не выдает вспышек о реабилитации нацизма. А бело-красно-белый флаг, который использовало движение националистов, взяли на вооружение оппозиционеры.
Следующие двое предельно легальны. Их портреты на деньгах мы при желании можем купить.
Недостаточно широко за пределами Армении известно имя Гарегина Тер-Арутюняна. В годы борьбы он взял себе псевдоним Нжде, в переводе на русский - "вечный странник". По нынешним временам - типичный боевик с опытом в горячих точках и нескольких тюрьмах. Учился в русской школе в Нахичевани (сейчас - территория Азербайджана), в 1902-м отчислен с юридического факультета Петербургского университета за связи с революционерами. После этого в биографии - боевой опыт далеко за пределами родины. Тренировался в местных лагерях и воевал с османами на Балканах, офицером добивался успеха революции в Персии. По возвращении в Российскую Империю арестован с другими участниками армянского подполья. Был в трех тюрьмах на Кавказе и юге, на свободу вышел из "Крестов". Между двумя мировыми войнами противостоял и азербайджанцам в Зангезуре, и большевикам, которые несли власть на территорию Армении. На пике дошло до провозглашения отдельной республики - Горной Армении.
В 1930-е Нжде путешествовал между Болгарией, Персией и США. Активно общался с молодыми армянами, издавал газеты. В основе созданной им идеологии – уникальность и чистота его нации, независимость страны и борьба с ближайшими противниками.
С началом Второй мировой Нжде рассчитывал убедить нацистов напасть на Турцию и из Болгарии формировал подразделения армян для вступления в вермахт. Позже при его участии из военнопленных-соотечественников создадут так называемый Армянский легион (участвовал в боях на Кавказе и Западном фронте). Потом ему вменят отбор и отправку соотечественников в немецкие разведшколы. В письме советскому вождю Нжде объяснит свою мотивацию - хотел предотвратить "политику ненависти к армянам".
"То обстоятельство, что в целях защиты армян в Болгарии мы обратились (не только я, но и болгарские деятели культуры) к германскому послу в Софии, само доказывает, насколько серьезна была грозившая армянам опасность. Будучи свидетелем антиеврейских гонений, я не мог оставаться безразличным к опасности", - писал Нжде Сталину (цитата по журналу "Советская литература и искусство", № 5 от 1945 года).
Даже во время продвижения освободителей к Болгарии автор армянского национализма не терял надежды ударить по Турции вместе с советскими войсками. 12 октября 1946-го Нжде арестует СМЕРШ, увезет в тюрьму на Лубянке. Судом назначено 25 лет тюрьмы. В 1952 году Нжде из окна автомобиля с охраной показали обновленный Ереван, умер он в 1955-м во Владимирском централе. Прах в Армению перевезли только в 1980-х.
Отношение к персоне крайне противоречивое. Некоторые исследователи называют Нжде "самым честным коллаборационистом", армянская молодежь - человеком, благодаря которому сохранилась нация и существует диаспора. В его честь не устраивают шествий, но книги и сборники цитат переиздаются при участии местных политиков. Строгий взгляд в узнаваемой балаклаве смотрит с фасадов домов, столбов и подземных переходов. Чеканятся монеты с профилем, а в вооруженных силах вручают медаль "Гарегин Нжде". Его же именем названы площадь и станция метро в Ереване. В 2013-м состоялась премьера байопика, снимались Чулпан Хаматова и Михаил Ефремов. Установку памятника в столице в 2016-м критиковали из России, а власти Армении объяснили, что считают Нжде героем.
Заклятые соседи Армении чтут уже своего соотечественника - сына муллы, выпускника Бакинского технического училища Мамеда Расулзаде. Историки фиксируют его участие в революционных организациях, поездки в бурлящий революцией Иран, публикации в поддержку азербайджанского национального движения, работу журналистом и драматургом и знакомство со Сталиным в 1904 году. Эти отношения были непростыми и первый раз дали трещину в 1918-м: Мамед Расулзаде возглавил Национальный совет Азербайджана, который объявил о выходе из федеративного советского государства. Чекисты поймали его в 1920-м. Расулзаде с товарищами готовился к казни, но Сталин неожиданно решил, что оппонент этого не достоин и предложил переехать в Москву - "все равно местные коммунисты не дадут жизни". Поработав на столичные журналы, Расулзаде уехал в Петроград. Позже пересек границу с Финляндией и ушел в глубокую эмиграцию: Турция - Польша - Германия - Румыния - Австрия - Турция.
С началом похода нацистов по Европе Расулзаде с единомышленниками создал в Берлине Азербайджанский Национальный комитет. Этот орган занимался непосредственным формированием Азербайджанского легиона из числа эмигрантов и военнопленных. Около 40 тысяч человек воевали под знаменами вермахта, а параллельно шли переговоры о создании независимого государства. К 1943-му стало понятно, что этого не случится. Из Германии Расулзаде уезжал со словами: "Германия, отнявшая самостоятельную и свободную государственную жизнь многих народов и покончившая с их государственной независимостью, никогда не даст независимость Азербайджану, находящемуся под коммунистической оккупацией".
В родную страну он больше не вернулся. Во время освобождения Румынии бежал в Австрию. Затем переехал в Турцию, умер в 1955 году в Анкаре.
Похоронен на муниципальном кладбище, над могилой возвышаются мемориал и флаги Азербайджана и Турции. На родине его именем назван поселок, есть мемориальная доска и три памятника. Портрет печатали на банкнотах номиналом в 1000 манат.