Жалобы покупателей, власть монополии, изъятие тиража – проблемы независимых и книжных. Как существуют, казалось бы, незаметные и неопасные, полистал 47news.
История с независимыми книжными издательствами в России тянется, по меньшей мере, с 2007 года. Тогда развалилось объединение "Ультра. Культура" – знаковый феномен для контр-движения. Они выпускали тексты Эдуарда Лимонова, Уильяма Берроуза, Алексея Цветкова, Лидии Ланч и Бориса Кагарлицкого**. Это далеко не весь список.
Формально издательство закрылось из-за финансовых трудностей. Но все знали, что проблема в постоянных конфликтах с прокуратурой. Их обвиняли то в разжигании национальной розни, то в пропаганде наркотиков. В это же время основатель Илья Кормильцев лечил рак позвоночника. Потом наступила его смерть и издательства.
Свобода полок
Спустя время в России возникли новые независимые группы. Среди них – петербургский книжный магазин и издательство "Все свободны". Как заявляют сами авторы проекта, в своей работе "делают акцент на актуальных авторов и андерграунд в широком смысле слова, но встречается и классика". В прошлом марте им разбили витрину – вандалы, возможно, остались недовольны слоганом за стеклом.
Как рассказала 47news создатель "Все свободны" Любовь Беляцкая, на момент публикации противостояния в их отношении нет. Однако определенное давление в их сфере осязаемо. Недавно музею современного искусства "Гараж" пришлось убрать с полок своих магазинов книги левого издательства directio libera и контркультурного альманаха про насилие moloko plus. Повод – недовольство отдельных покупателей и угрозы. Причина же, конечно, в нарастающей поляризации в обществе.
"Нужно понимать интенцию людей. Если это обыватели какие-то, то их просто могло затриггерить. Я могу предложить, например, в магазин "Листва" (книжный правой направленности от издательства "Черная Сотня") сходить. Им там тоже может много чего не понравиться", – прокомментировал 47news создатель directio libera Павел Никулин.
"Черная Сотня" также независимое издательство.
Игра с акулой
Основной вопрос, считает Никулин, вовсе не в законах и репрессивных мерах в сторону независимых изданий. Большая проблема – гигантская монополия на книжном рынке. Маленькое издательство не может позволить себе огромный тираж, поскольку и хранение, и выпуск стоят денег. По сравнению с той же "Азбукой", небольшие группы статистически просто не существуют.
"Мы приходим на выставку литературы non-fiction, и нам кажется, что для читателя представлено множество изданий и брендов. Но если присмотреться, это все ЭКСМО", – добавил создатель независимого альманаха и издательства.
Проблема монополии не может быть решена на уровне небольшого издательства, считает создательница "Все свободны" Любовь Беляцкая. Можно попробовать объяснить читателю, в чем разница между крупнейшими акулами и независимым бизнесом. Обратить внимание, как монополия разрушает рынок и ухудшает ситуацию с доступом к литературе. Во имя просвещения Беляцкая продолжает заниматься Картой независимых книжных и устраивать букхоппинги – экскурсии по независимым книжным.
Черная метка
Создатель directio libera не считает, что маленькие книжные издательства могут принести вред какой-либо власти. Если вводятся идеологические ограничения, то нужно аккуратно работать в их рамках. Несмотря на угрозы и исчезновение их книг с полок магазинов "Гаража", они спокойно участвуют в ярмарке "рассада fair". Событие, на минуточку, поддерживается правительством Москвы. А если начинается история, когда "люди с пистолетами" получают власть громить издательство, то тут уже ничего не сделать. Какие-то издания под давлением не хотят и закрываются. Другие – уходят в сторону, начинают "печатать комиксы".
Даже изъятие материала на экспертизу – не приговор. В крайнем случае признания каких-то книг экстремистскими, хранить тираж все равно можно. Просто распространять не получится.
"В России даже Mein Kampf** можно у себя держать, почитать никому дать нельзя", – подчеркнул в разговоре Павел Никулин.
Подобная история с обысками, "сбором" книг и жесткого диска недавно случилась у основателя издания "Напильник" Василия Кузьмина. По его словам, это первый прецедент за долгий период, чуть ли не со времен "Ультра. Культуры". У издателя литературы "на тему социальной справедливости" изъяли книги на психолингвистическую экспертизу. Как он считает, объективно найти в них элементы экстремизма сложно, но делать оптимистические прогнозы тоже не выходит.
"Возможно, это был просто рейд запугивания, но нельзя исключать и того, что это может быть черной меткой всем независимым книгоиздателям", – добавил Кузьмин.
Впрочем, как напомнила Любовь Беляцкая из "Все свободны", сейчас есть и более насущные проблемы. Они точно будут актуальны для маленьких издательств и книжных всегда и везде.
Последнее время падает спрос на товары не первой необходимости, при этом – рост цен на все. Еще и прибавились перебои с поставками нужных материалов для книгоиздания, трудности с заключением договоров для зарубежных авторов. А дальше, как пойдет. Или куда цензура заведет.
Софья Новоселова,
47news
* Признан Минюстом РФ иностранным агентом. Внесен Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов.
** Книга внесена в Федеральный список экстремистских материалов.