В России ввели штрафы за спам-звонки. На какую сумму накажут надоедливых продавцов товаров и услуг и кому на них жаловаться, рассказал агентству "Прайм" заслуженный юрист России Иван Соловьев.
"По замыслу законодателя, повышенные штрафы за спам-звонки с рекламой (для граждан от 10 до 20 тысяч рублей, для должностных лиц – от 20 до 100 тысяч рублей, на юрлиц - от 300 тысяч до миллиона рублей) должны избавить россиян от навязчивых звонков, особенно со стороны кредитных организаций, компаний – застройщиков и медицинских организаций, а также других любителей агрессивного маркетинга", - объясняет эксперт.
Штрафы также предусмотрены и за звонки от робота. Согласно Правилам оказания телематических услуг от 2021 года, спамом считается телематическое электронное сообщение неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту без предварительного согласия. Распространитель рекламы обязан был и раньше незамедлительно прекратить ее по требованию. Однако эти нормы массово игнорировались. Важно, что пожаловаться на спам-звонок может только потерпевший.
Но прежде чем оформлять жалобу, необходимо понять, действительно ли реклама прошла без согласия абонента. Зачастую человек машинально ставит галочку в документе или выражает согласие в рассылке, а потом об этом забывает. Нередко такое согласие удается получить под видом предоставления скидки на какие-то услуги, объясняет Соловьев.
Таким образом, если гражданину недостаточно блокировки звонков спамеров и пользования соответствующими услугами сотовых операторов и Роскомнадзора (система Антифрод), необходимо лично обратиться в ФАС с заявлением о нарушении законодательства о рекламе. Отправить жалобу можно по электронной почте delo@fas.gov.ru; через форму на сайте или письмом по адресу: 125993, Москва, Садовая-Кудринская ул., 11.
В заявлении должна быть следующая информация:
- Ф.И.О., место жительства заявителя или наименование и место нахождения юрлица
- наименование распространителя рекламы и (или) номер телефона, с которого она поступила
- описание фактов о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе. К примеру, дата и время распространения рекламы, способ распространения, отсутствие согласия на получение такой информации
- скриншот рекламного сообщения или запись телефонного звонка
- требование заявителя провести проверку и привлечь распространителя к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе
К этому документу надо приложить и согласие на раскрытие тайны связи. Его надо подписать и направить в антимонопольный орган по почте или в электронной форме (скан или фотография) по телекоммуникационным каналам связи.
"Важно, что компаниям – спамерам придется самим доказывать, что их сообщения или звонки не содержали рекламы. Однако, если они предоставят информацию, что гражданин сам согласился с распространением рекламы, то ФАСу придется извиняться", - признает юрист.
По его прогнозу, количество спам-звонков временно снизится. Но не исключено, что компании разработают новые способы обхода существующих запретов. К примеру, включат согласие на рассылку рекламы в условия приобретения товаров по акциям и скидкам.
"Поэтому важно внимательно читать все пункты договоров и соглашений, под которым вы ставите свою подпись", - подчеркнул Иван Соловьев.