Истории самобытного пограничного города ужали в восемь серий. Всё это было совсем недавно, но того Выборга уже нет.
На большом НТВ 18 марта показали первую серию "Преторианца" — одной из последних сценарных работ писателя и журналиста Андрея Константинова. Понятно, что для фильма о сотруднике Росгвардии премьеру логично подгадать к профессиональному дню. Но "Преторианец" — это не только первая лента с подчёркнутой "гвардейской" темой. С первых анонсов акцентировалось, что один из главных героев картины — город Выборг. За последние годы так глубоко эту точку на российской карте мало кто из киношников рыл. 47news прочитал первые реакции в соцсетях и задал несколько вопросов Игорю Шушарину — нашему коллеге и бессменному соавтору Константинова.
- Чтобы сразу было понятно, причем тут Росгвардия, почему Выборг, как ты вообще с Константиновым в этой истории оказался, идея ваша или попросили помочь с сюжетом?
- "Преторианец" — не наша оригинальная идея. Предложение поступило от кинокомпании "Триикс Медиа". Андрей был с ними в хороших отношениях. Был мини-сериал "Фронтовая любовь". Он им понравился. Не знаю, откуда всплыла именно Росгвардия. Может, потому что уже про всех сняли фильмы. Про ментов, про следователей, про прокуроров. Такое впечатление, что только росгвардейцы у нас и не охвачены в сериалах.
- Первые титры первой серии "Лето 2016 года". Президентский указ о преобразовании внутренних войск МВД в Войска национальной гвардии - это апрель 2016-го...
- Вот у нас про этот переходный период, когда ОВО (вневедомственная охрана) входила в состав Росгвардии. Мы начали голову ломать. Какой образ возникает у человека, когда он слышит "гвардеец"? Воина со щитом. Такие представления. У росгвардейцев же довольно много функций, но, скажем так, довольно скучных, рутинных: патрулирование и кнопка охраны. Нам не нужна была история про человека-автомата. Ну что про такую ходячую функцию можно снять? Он как бомбардировщик. Вся жизнь — ожидание вылета и минуты ужаса, когда тебя куда-то дёргают. Пришлось придумывать главного героя — "вечного капитана Андрея Полевого". Это бывший опер, заточенный на сыск. В силу ряда обстоятельств он вынужден покинуть Петербург и перевестись в родной Выборг. Пересидеть сложные времена в ОВО. Но характер у героя шебутной, и он везде суёт свой нос, куда надо и не надо, и этим раздражает большое количество людей. На самом деле, если бы он действовал исключительно по инструкциям ОВО, то и рассказывать-то было бы нечего.
- Так сослали бы этого капитана Полевого не в Выборг, а в Подпорожье, разве мало мест в Ленинградской области?
- Историю хотелось сделать любопытной именно за счёт того, чтобы снять её на выборгской земле. Петербург у нас в криминальных сериалах постоянно можно видеть, а вот Выборг используют как съёмочную площадку. Его берут, когда надо показать условный Запад, или крепость, или красивый парк. Но я не помню, чтобы в последние годы Выборг снимали именно как героя, как город, как себя самого. И Андрей Константинов этот город очень любил. Он был в его повестке. У него дача в тех местах, а сосед — бывший начальник ОВО Выборгского района Ленобласти. Понятно, что рассказов было много. Я сам много в Выборг поездил в ходе работы над "Преторианцем". Это выборгская история. Хотя понятно, что местные могут начать критиковать локации. Но, это не к нам, не к сценаристам.
Андрей Константинов. Фото Михаила Огнева
- Уже началось. Опознали, что дом на окраине у залива, где живёт герой, это вовсе не Выборг, а Канонерский остров в Петербурге. А отделение полиции в особняк Кочубея заселили...
- Есть такие моменты, когда по-другому не получается. Например, финал, развязка, по сценарию, всё происходит в здании Выборгского горсуда. Все знают, что это старинное здание в самом центре. Но оно небольшое, в нём совершенно не развернуться. Даже если бы удалось договориться о съёмках, то киношникам было бы крайне неудобно. Весь рабочий процесс просто бы встал. В итоге решили снимать в современном здании Санкт-Петербургского горсуда на Бассейной, там и на крышу можно залезть.
- Зато были места, куда киногруппу пускать отказались...
- Мне рассказывали, что не удалось получить согласия на сцены в знаменитой выборгской гостинице "Дружба". Гостиничные сцены пришлось снимать тоже в Петербурге, в "Пулковской".
- Первые ассоциации с гостиницей "Дружба" - это первое место работы Александра Петрова. Его потом станут называть хозяином города. "Дружба" - осколок его империи.
- У нас в сериале есть Перов, просто авторитетный в Выборге человек. Его биографию мы не расписывали.
Известного выборгского бизнесмена и депутата Александра Петрова вечером 24 октября 2020 года застрелил снайпер в загородной резиденции, посёлке Великое. Будучи молодым, в 1980-х годах Петров устроился электриком в выборгскую гостиницу для иностранцев "Дружба", где занимался фарцовкой, там же он познакомился и с будущими бизнес-партнерами.
- Перов/Петров — не единственный перефраз. В Выборге ещё недавно гремели "МС-47" - молодые спортсмены, а у вас свои законы бизнесу диктуют "юнэсовцы", то есть - юные спортсмены.
- Понятно, что нам был нужен "держак", то есть длинная криминальная история, более или менее правдоподобная, которая бы держала сценарий. Как ни крути, но именно эта группировка была самой яркой криминальной историей Выборга тех лет. Это была фишка этого города. Появились внезапно, вели себя так дерзко, как будто бы на дворе 1990-е. Машины жгли у всех подряд — ментов, таможенников, коммерсантов.
- Один из пришлых бизнесменов как раз в дебютной серии обращается к такому: "Ты что "Бандитский Петербург" пересмотрел?". Мол, хорошее кино, но старое. Может, это была такая попытка, через безумных из "МС-47" оседлать понятную для 1990-х сценарную историю?
- Нет, просто, Андрей (Константинов) неплохо знал местные реалии. И без "МС-47" те реалии не описать. Это ностальгические воспоминания.
МС-47 - группировка выборгских молодых спортсменов, не один год терроризировала город, собирая дань с коммерсантов. Решая вопросы с таможней, группировка жгла Volvo начальника управления МВД, Mitsubishi начальника отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Выборгской таможни и руководителя легкового отдела автомобильного пункта пропуска на российско-финской границе "Торфяновка". Эпоха МС-47 закончилась для участников коллектива в 2018 году приговорами.
- Десяти лет еще не прошло, какая ностальгия?
- Потому что это воспоминание о том Выборге, который был ещё недавно. Потому что время сильно изменилось. Выборг стал другим. 2020 год, коронавирус, закрытие границы, СВО, санкции, опять закрытие пунктов пропуска. А Выборг сливается с границей. Это город-порт. Это постоянно финны туда-сюда. Это наши в Финку. Это "тушканчики", челночники. Это таможенники. Это откатать Шенген. Это контрабандисты. Это трудяги-дальнобойщики. Это финские товары на каждом углу. Вот такая у города была аура. А сейчас её нет. Она ушла с закрытием границ. А мы пытались показать ещё тот Выборг.
- Видишь, какой разноплановый город. Зачем надо всё было вешать на этот криминальный крюк-держак?
- Так мы и опирались на эту специфику многогранного города. Вот проводится в городе кинофестиваль "Окно в Европу" (переименован в 2023 году — прим. 47news) — это другая сюжетная линия, весёлая и смешная. Мы придумали британскую кинозвезду, которая приезжает на этот фестиваль приглашённым гостем. Её номер надо охранять, на этом и строится приключение. Но и эта история не на пустом месте родилась. Я же общался с местными овошниками и в экипажах с ними специально катался. Они до сих пор вспоминают, как сопровождали от границы до Петербурга караван трейлеров американской певицы Мадонны. Она перебиралась с концерта в Хельсинки в Москву. Опять граница, опять Выборг.
А мы придумали британскую кинозвезду, сочинили ей предков из Выборга времён российской империи. Это ещё один пласт — удалось выйти на тему противостояния белых и красных финнов, вплести серьёзную историю в наше повествование. Я изучал этот вопрос. И мне очень понравилось, как была сделана сцена, когда эта англичанка оказывается в ночи у камня под Выборгом, где захоронены "красные финны". У неё открываются глаза на историю своей семьи. Иностранка у нас получилась не такой уж и плохой девочкой, хотя сейчас вектор такой, что если англичанка, то обязательно гадит.
И вообще в сериале много юмора. Вот первую серию показали, а никого ещё не убили. В "Преторианце" на порядок меньше крови и убийств, чем в других современных сериалах. Понятно, что в финале, когда все линии сводятся, должно быть жёстко, а так — драчки да стычки.
беседовал Александр Калинин,
47news