Принуждать к миру юркие, небольшие и опасные БПЛА, грозящие критической инфраструктуре Ленобласти и Петербурга, могут вертолёты. Против дронов в небе они эффективнее прочих.

Под Кингисеппом 12 февраля тренировались перехватывать беспилотники с помощью вертолёта. Винтокрылая машина продолжительное время преследовала дрон. Большое и шумное пятно то нагоняло маленькую точку, то отпускало от себя. За манёврами в воздушном пространстве беспокойно наблюдали с земли вооружённые смартфонами граждане. Они упражнения воспринимали за реальный бой и в азарте не лезли за грубым словом в карман.

47news показал видео тем, кто давно в небе, и тем, кто прикрывает воздух. Собеседники склонны считать, что идея усмирять беспилотники при помощи вертолётов - стоящая. В определённых случаях им это под силу. 

Так, заслуженный летчик России Вадим Базыкин увидел в кингисеппских кадрах момент исследования летающего объекта. По словам эксперта, машина не готовилась к атаке.

- В целом применение вертолетов очень эффективно против БПЛА. В первую очередь, из-за того, что вертолет может лететь на сопоставимой скорости, а у пилота есть возможность оценить цель визуально из кабины, - отмечает эксперт. - Но для применения должен сложиться ряд условий. Кроме погоды - это время обнаружения.

По словам собеседника, вертолет справится оперативно, если БПЛА обнаружен за 200 километров. В этом случае на реакцию у экипажа есть час. В среднем на подготовку к взлету военнослужащим отводится от часа до 15 минут:

- В последнем случае машина на площадке разогревается тепловыми пушками, нужно запустить два двигателя.

Ещё один собеседник 47news, имеющий опыт наблюдения с Куршской косы за полётами шведских самолётов-разведчиков, отметил, что в структуре российских ПВО есть специальная истребительная авиация. В прошлом это были реактивные самолёты. Логика говорит за то, что  к ним надо добавить вертолётную технику.

- Понятно, что на истребителе дрон не сбить, он не может работать на предельно малых высотах и тащиться со скоростью 60 километров в час. Он сам рухнет на такой скорости. Против БЛА истребительная авиация совершенно бессильна. Это как пытаться забить сапожные гвоздики кувалдой. Силы много, а толку никакого. А скорость вертолёта сопоставима со скоростью беспилотника, - поделился 47news своим мнением собеседник из рядов ПВО.

Что касается вооружения, то справиться с дроном вертолет, по словам  Базыкина, может, не открывая огонь. Вертолеты оснащаются системами радиоэлектронной борьбы. В первую очередь они нужны, чтобы отвести от вертолета радиоуправляемую ракету. В случае с беспилотником эта система может подавлять сигнал и тем самым сбить дрон.

- Если вертолет поднят в воздух и обнаружил цель, уйти ей уже не удастся, - отмечает Базыкин. - Кроме того, на больших расстояниях дроны уже не управляются, то есть не могут резко маневрировать. С высокой долей вероятности они выполняют заданную программу. Допустим, на 14 поворотов. В целом, их программа похожа на автопилоты гражданских самолетов.

По словам ещё одного собеседника 47news, радиоэлетронная установка на вертолёте будет эффективнее, чем антидроновое ружьё на земле. У всех этих систем критичный параметр — дальность воздействия на беспилотный летательный аппарат. Если боец с антидроном находится далеко от БПЛА, то и ружьё его малоэффективно. Зато вертолёт может войти в необходимое соприкосновение, радиус поражения у него шире, следовательно, его электронный импульс будет более эффективным, и шансов, что дрон потеряет управление, больше.

Кроме этого, можно попытаться сбить дрон с курса вихревыми кольцами.

- Грубо говоря, вертолёт летит за счёт того, что загоняет под себя воздух. Если он сможет стать выше, чем беспилотник, то, наверняка, сможет прибить его к земле. На сопротивление такого воздушного потока дрон не рассчитан, - поделился своим мнением с корреспондентом еще один собеседник.

Кроме того, современные машины оснащены ракетами с тепловизорами, ПТУРами, зенитными орудиями, пушками, пулеметами. Например, набор вооружения новой модификации Ми-28НМ соизмерим с тем, что применяет истребитель-штурмовик Су-25. А Ка-52 может нести на себе несколько тон ракет и снарядов, а также оснащен автоматической пушкой.

Что касается одновременного применения вертолета и наземных средств ПВО (вроде "Панциря"), то лётчик Базыкин в эффективности сомневается.

- Никто не станет поднимать вертолет, если уже работает "Панцирь". Высок риск попадания по своему. Металл вертолета в отличие от беспилотника отражает радиосигнал, также сигнал передает устройство "свой-чужой".

Если резюмировать, то вертолеты высокоэффективны, но если цель удалось засечь за полчаса - час до подлета. Для этого, по словам Базыкина, нужны радары через каждые 30 километров, чтобы засечь то, что летит на высоте 20 метров. В противном случае засекать удается на дистанции семь киломеров, а это - две-три минуты лёту.

В то же время, считать вертолёты панацеей от беспилотников не стоит.

- Хорошо: будет вертолёт гоняться за двумя-тремя дронами, а если летит рой, каждый со своей скоростью, по своему маршруту — кто-то, да прорвётся. Условно говоря, вертолёт эффективен при охране конкретного спецобъекта, на который нацелены один-два беспилотника, - поделился своим мнением один из собеседников.

Александр Калинин, Андрей Карлов,
47news

С начала года на территории Петербурга и Ленобласти не единожды сбивали беспилотники. Каждый раз дроны летели в сторону объектов нефтегазовой отрасли. Последний случай был в ночь на 31 января в Невском районе мегаполиса. Обломки другого рухнули на территории Петербургского нефтяного терминала, ещё два ударили по комплексу по перевалке газа в Усть-Луге.