В 2023 году более 40% опрошенных россиян столкнулись с мошенническими звонками из "службы безопасности банка" или "прокуратуры". Об этом говорится в результатах исследования аналитиков финансового маркетплейса "Выберу.ру", которые приводят "Известия".

По информации экспертов, звонки от "службы безопасности банка" в течение прошлого года поступали 27% респондентов. При этом 87% заканчивали разговор с мошенниками в течение одной минуты, 9% понимали, что их деньгами хотят завладеть неизвестные лица на этапе просьбы предоставить трехзначный код на обороте карты, а 4% опрошенных признались, что всё же стали жертвами мошеннической схемы.

При этом из "прокуратуры" позвонили 14% опрошенных. В подавляющем большинстве случаев (97%) злоумышленники сообщали, что со счета физлица пытаются вывести средства, и чтобы предотвратить это, нужно срочно переслать средства на другой счет, в остальных ситуациях мошенники обычно разыгрывали иные вариации того же сценария.

С фишингом — вредоносными ссылками в социальных сетях и мессенджерах и поддельными копиями известных сайтов — сталкивались в общей сложности 42% опрошенных. И 13% из этих респондентов признались, что в итоге передали свои данные злоумышленникам. Еще 6% поступали звонки от якобы сотовых операторов: абонентам сообщали, что срок действия SIM-карты истекает и его надо продлить. И лишь 4% опрошенных заявили, что не сталкивались с финансовыми мошенниками.

Как выяснили аналитики, чаще всего попадались на удочку мошенников люди в возрасте от 47 до 60 лет (72%). Наиболее бдительными оказались респонденты в возрасте от 19 до 24 лет — они вдвое чаще остальных вычисляли аферистов в первую минуту разговора.

Директор департамента коммуникационной политики финансового маркетплейса "Выберу.ру" Анна Романенко рассказала, как не попасться на уловки аферистов.

"Главный принцип, которого стоит придерживаться, чтобы избежать любых видов телефонного мошенничества, — обрывать разговор во всех случаях, когда вам предлагают решить какую-либо проблему. Например, предотвратить попытку списания средств, возобновить действие SIM-карты или вовсе получить какую-то выгоду", — отметила она.

Она также рекомендовала игнорировать сообщения от неизвестных в мессенжерах, даже если были присланы документы с печатями. Действующая организация присылает официальный запрос по обычной почте, как это делают настоящие ведомства, подчеркнула эксперт.

"Чтобы уберечь старшее поколение от взаимодействия с мошенниками, нужно рассказывать, какие ситуации случаются, и настоятельно просить близких не принимать звонки с незнакомых номеров. Если вы заказываете родителям доставку, укажите лучше свой номер, а когда позвонит курьер, оповестите близких о его прибытии самостоятельно", — добавила Романенко.