47news опросил аналитика, можно ли уничтожать противника без гражданских жертв. Нам предложили встать на место командира. Есть, так точно. Тем более, что "у наших те же проблемы".  

Представитель армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) 31 октября в эфире CNN признал удар по лагерю беженцев Джабалия в секторе Газа. Человек в погонах подчеркнул - целью был один из командиров ХАМАС, а гибель гражданских в лагере назвал "трагедией войны". О решениях в ситуациях с похожими вводными 47news спросил основателя портала MilitaryRussia Дмитрия Корнева.

видео пресс-служба армии обороны Израиля

- Вопрос сложный, нужно иметь информацию, которая была у израильской армии на момент решения. Если абстрагироваться от сектора Газа, то такие же дилеммы возникают перед нашими военными в Сирии и на Украине. Например, при обстреле техники противника в жилых кварталах в центре Павлограда, – объяснил собеседник. – Командир принимает решение, которое считает нужным в конкретной обстановке. Боюсь, без сопутствующих жертв все этой не обойдется. Израиль никогда не шел на переговоры с террористами. А представители того же ХАМАС, кстати, вчера же заявили, что не должны защищать палестинцев сектора. Что это люди якобы приехавшие, и беспокоиться о них должна ООН.

- Можно ли воевать без эмоций?  

- Минуту: не стоит забывать, что рядом с личным составом палестинского движения могут располагаться склады с боеприпасами. Они находятся и в тоннелях под лагерем. О наличии армия Израиля могла не знать. А боеприпасы могли сдетонировать.

И, безусловно, нельзя исключать эмоций. Попробуйте поставить себя на место командира батальона, у которого родственники погибли во время резни в кибуцах на юге страны. И вот перед ним ставят задачу ликвидировать командира боевиков, что он выберет? Анализ очень зависит от позиции анализирующего. Но в официальном заявлении власти дали понять, что не считали погибших гражданских террористами.

Джабалия называется одним из крупнейших из восьми лагерей беженцев в секторе Газа. Арабские СМИ со ссылкой на МВД сектора и собственные данные сообщают, что сброшены были шесть авиабомб, каждая весом в тонну. Говорится о 300 раненых и сотне жертвах. В ХАМАС заявили, что представителей военного крыла не было, а удар пришелся на детей, женщин и стариков.

- Есть ли у армии Израиля оружие, позволяющее избежать гибели гражданских?

- Давайте для начала определимся, на какие данные мы опираемся. Если на заявления палестинских медиа или местные подразделения международных гуманитарных организаций, то я бы к ним относился спокойнее. В самом начале войны нам уже сообщали о якобы обстреле в Газе и 800 погибших. Но похоронных процессий мы как-то не видели. Представляете, почти тысячу человек похоронить – это можно было бы митинговать месяц.

- Выбирать боеприпасы тоже не приходится?

- Что касается примененных боеприпасов. Если речь об авиабомбах весом в тонну, это, наверное, самые мощные снаряды на вооружении израильских ВВС. Есть управляемые, в США они появились еще с 1990-х и активно поставляются в Израиль. Точность попадания – до пяти метров. Снаряды свободного падения могут оклоняться на десятки метров.

ЦАХАЛ заявил, что целью авиаудара был командир батальона "Центральная Джабалия" Ибрагим Биери. Он курировал военные операции на севере Газа с начала войны с ХАМАС, а до этого десятилетиями руководил нападениями на Израиль. В армии Израиля сообщили, что цель ликвидирована.

- Насколько это будет больно для ХАМАС? И как быстро найдут нового командира?

- Не думаю, что это большая потеря. Погиб этот командир – найдут нового. В целом последствия удара невелики. ХАМАС заявлял, что держит под ружьем 30-35 тысяч бойцов. Если во время атаки уничтожен батальон, это 100, максимум – 300 человек. То есть одна сотая от общего количества. Тем более, по наблюдениям, ХАМАС не очень переживает за собственные потери. Правда, не очень понятно, почему. Сейчас за спиной Палестины уже нет Советского Союза. Только Иран, который готов поддерживать, но не вступать открыто в войну. У Израиля же потенциал огромный. Страна уже показывала, как может отражать нападение трех разных противников, каждый из которых превосходит его в военной мощи.

видео пресс-службы армии обороны Израиля

Начальник штаба ВВС Израиля, генерал Эйяль Гринбаум, сообщил в интервью Times, что решения об ударах проходят до 12 этапов одобрения. Он напомнил, что в секторе Газа практически нет безопасных мест, но гражданскому населению рекомендовали переместиться в зоны, где бои наименее интенсивны. В том же разговоре генерал упомянул, что "количество жертв среди палестинцев должно быть пропорционально важности цели".

- Ежедневно израильская армия сообщает о расширении наземной операции. Возможны ли в ближайшие дни похожие удары?

- Видим, что войска вошли в сектор Газа с севера и востока. Судя по всему, начнут зачищать его по кусочкам. Я не большой эксперт по Ближнему Востоку, но представляется, что на юге влияние ХАМАС меньше. Очевидно, что авиация теперь будет применяться реже. В первую очередь потому, что есть вероятность попасть по своим. По времени сложно прогнозировать, но есть мнения, что продвижение займет от пяти-шести недель до пяти месяцев.