Мусульмане на улицах требуют возмездия за уничтоженную больницу в Газе. Эксперт рассказал 47news о вероятности новых фронтов, где есть место НАТО и России.
Своего рода кульминацией войны Израиля с палестинским движением ХАМАС вечером 17 октября стал взрыв больницы Аль-Ахли в центре сектора Газа. Сообщается о более 800 жертвах, стороны обвиняют в атаке друг друга.
- Нужно смотреть за развитием сюжета. Не исключено, что сегодня мы узнаем, что погибших намного меньше и что с большой долей вероятности это не удар Израиля. Очевидно, что все это срежиссировано под прибытие в Тель-Авив президента США, – поделился мнением с 47news военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.
- А кто тогда бенефициар этой режиссуры?
- Ну как кто. ХАМАС, Иран. Никто же не мешает преподнести гибель мирных граждан как жертву мучеников в борьбе с сионистами.
Сразу после новостей о взрыве баптистской больницы вспыхнули антиизраильские демонстрации. В Иордании недовольные пытались поджечь посольство. Король Абдалла II отменил встречу с Байденом, запланированную на 18 октября. В Турции штурмовали американскую военную базу и консульство в Стамбуле. Внимание привлекали фейерверками. Не до сна было и американским дипломатам в Ливане. Официальный Тель-Авив призвал соотечественников вернуться или как минимум не выходить на улицы.
Стамбул
- Какая из стран, где начались беспорядки, ближе всего к противостоянию с Израилем?
- Предположу, что расстановка пока прежняя. То есть дальше участия ливанской "Хезболлы" и заявлений их сторонников не пойдет. По-прежнему многое зависит от начала наземной операции в секторе Газа и заявлений Байдена на этот счет. США – единственная страна, которая может в этом смысле влиять на Израиль, сдерживать его или ограничивать (Джо Байден по прилету заявил, что "удар по больнице нанесен "третьей стороной" – Ред.). Не думаю, что открытое противостояние сейчас нужно Сирии, Ираку с его невыраженной позицией. Предположу, что Иран будет ограничиваться заявлениями, которые при необходимости можно будет отменить. И поддерживать противостоящую Израилю "Хезболлу" и прокси-войска из Сирии. Также может появиться куча добровольцев. Смотрите, сколько в мире палестинцев, желающих джихада. Разве что в Юго-Восточной Азии их нет.
Иорданцы требуют открыть границу с Израилем
Так совпало, что 18 октября истек срок действия санкций резолюции ООН в отношении граждан и компаний Ирана. Исламской республике возвращается право импорта и экспорта баллистических ракет. На днях представители их МИДа заявляли, что вступят в конфликт, если пострадают или погибнут сограждане.
- И все-таки – Турция или Иордания готовы воевать? Что у них с потенциалом?
- Если совсем коротко, то у Иордании его нет. Вооружения Турции серьезнее, чем даже у Ирана. Эта страна - член НАТО, если не брать в расчет американскую, турецкая армия по уровню оснащения и подготовке на первом, максимум – на втором месте среди стран альянса. Турция может самостоятельно выступить один на один против Израиля и атаковать флотом и авиацией. Для прохода пехоты нужны коридоры через Ливан и Сирию. Но этот план противоречит политике. Президент Турции Эрдоган – реалистичный политик, позиционирует Турцию как союзника США. Прекрасно понимает, что в результате этого конфликта вряд ли образуется панарабское государство во главе с Анкарой, а значит потеряет больше, чем приобретет. Тем более нужно понимать, что между митингами и реальными сражениями большая разница.
- Если стран-противников будет больше двух, у Израиля хватит мощи отбиться?
- Примеры уже были в истории. Израиль сражался одновременно с тремя арабскими государствами, каждое из которых на тот момент было сильнее, и выходил победителем. У альянса были бы шансы на успех, если бы атаку ХАМАС в начале октября поддерживали другие движения и наступали с разных направлений. Теперь же участие арабских стран будет иметь катастрофические последствия, и они это понимают. У Израиля очень сильные флот, авиация и пехота.
Теоретически, Израиль может ударить по Ирану баллистическими ракетами. Тегеран ответит своими – не секрет, что они большой дальности. Но тогда неизбежно участие США. Сейчас они придерживаются позиции, что с Ливаном Израиль сам справится. Сдерживать от начала полноценной войны должны и американские базы в Катаре и не только. В Средиземном море группировка, которая в ближайшие дни будет состоять уже из двух авианосцев.
- Где в этом сценарии место России?
- Скорее всего, займет позицию стороннего наблюдателя: "Это не наша война". Мысль очевидная и на поверхности, но все-таки проговорю. То, что сейчас происходит на Ближнем Востоке, России выгодно в плане отвлечения внимания США от поддержки Украины.
Владимир Путин на форуме в Пекине назвал произошедшее в Газе катастрофой. Президент России добавил, что удар по больнице – сигнал к тому, что "конфликт нужно как можно быстрее заканчивать".
- При каких условиях возможно вовлечение в войну стран Европы?
- Там к Израилю относятся менее тепло, чем в Вашингтоне. Думаю, остановятся на моральных высказываниях в поддержку. Возможно, отправке финансовой или гуманитарной помощи.
- В самом начале нынешнего противостояние Израиля с ХАМАС его сравнивали с войной Судного дня (октябрь 1973-го - Ред.). Упоминалось, что тогда армия была крайне близка к применению тактического ядерного оружия. Насколько высока вероятность сегодня?
- Сейчас, наверное, Израиль намного дальше от этого, чем в то время. Должна произойти резкая эскалация не в его пользу, чтобы командование начало рассматривать такой вопрос.