Большинство школьных педагогов хорошо разбираются в основных социальных сетях и мессенджерах, которые могут использоваться в образовательных и коммуникационных целях. Это показало исследование аналитического центра НАФИ, результаты которого приводит "Газета.ру".

Индекс "Коммуникативная грамотность" педагогов — это измеряемый в процентных пунктах (п.п.) показатель, включающий оценку знаний педагогов современных цифровых средств коммуникации, уверенности в пользовании мессенджерами и социальными сетями для повседневной коммуникации, в том числе в рабочих целях, соблюдение этических норм общения в цифровом пространстве. Максимальный показатель индекса — 100 п.п.

Так, за последние пять лет выросла доля учителей, демонстрирующих высокую осведомленность о распространенных социальных сетях и мессенджерах. В 2018 году 80% опрошенных выражали твердую уверенность в том, что они знакомы с основными приложениями и платформами, которые могут использоваться в образовательных и коммуникативных целях. На сегодняшний день уверенность в знаниях характерна для 84% учителей (рост на 4 п.п. за 5 лет).

Подавляющее большинство школьных педагогов обладают хорошим опытом пользования мессенджерами и социальными сетями. В 2018 году 89% участников исследований заявляли, что могут пользоваться ими абсолютно свободно. В 2023 году доля таких педагогов выросла до 95% (рост на 6 п.п. за 5 лет).

Общаясь и реализуя образовательные задачи через цифровые платформы, и учителя, и школьники должны соблюдать общепринятые нормы уважительного общения. Такого мнения придерживается практически каждый учитель школы (97%). За последние 5 лет эта доля осталась неизменной.

"Роль институтов развития образования — поддерживать и развивать эту инициативу с помощью повышения квалификации, выделения грантов, организации обмена опытом с российскими и зарубежными коллегами. Исследования дают возможность осуществлять эту поддержку адресно. К примеру, мы видим, что в части использования цифровых устройств педагоги-женщины испытывают трудности втрое чаще. Освоение новых приложений имеет четкую возрастную дифференциацию: педагоги старше 55 лет втрое чаще сталкиваются здесь с проблемами, нежели молодые учителя до 35 лет. При этом в части отношения к инновациям, интересу к технологическим трендам наиболее заметная разница — по географии: учителя Урала, Сибири и Дальнего Востока обладают вдвое меньшим интересом к этим темам, нежели учителя Центральной и Северо-Западной России", — прокомментировал заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ Тимур Аймалетдинов.