Несмотря на тотальные запреты, автобусы в Суоми уходят регулярно и полные, перевозчики даже восстанавливают допандемийные маршруты. Просто другой альтернативы у россиян с Шенгеном нет.

На границе с Евросоюзом, что ни месяц то новые ограничения для въезда россиян. Трёх сентябрьских дней хватило Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве и Польше, чтобы запретить въезд зарегистрированных в России авто. Большие пятидесятиместные автобусы международных пассажирских перевозчиков под санкции с номерами не попадают. На фоне ужесточающихся запретов эти компании не только констатируют, что спрос есть, но и реанимируют направления из "доковидных" времён.

С 6 октября автобусный перевозчик Ecolines запустит ежедневные рейсы из Петербурга в финскую Лаппеенранту. А в августе компания увеличила количество отправлений из Петербурга в Хельсинки с двух до трёх в сутки.

Ecolines - часть "большой тройки" международных автобусных перевозчиков, доставляющих россиян из Петербурга в Финляндию и страны Балтии. Ещё два оператора — это  Lux Express и "Совавто". Петербургское "Совавто" возит россиян в Суоми с 1991 года. Под маркой Ecolines работает российское ООО "Амрон", интегрированное в большую европейскую сеть с латвийскими корнями. Схожая ситуация с Lux Express, где петербургское АО "Евролайн" работает под брендом эстонской транспортной группы.

47news поговорил с представителями операторов, чьи автобусы ходят из Петербурга на Запад и обратно. Они уверяют: пассажирская связь со странами Северной Европой не прервалась с введением запрета на въезд российских туристов.

- У нас в августе на российско-финском направлении все билеты были проданы вперёд на 20 дней. Спрос очень большой. Понятно, что в магазины в Финляндию уже никто не ездит, но основания для въезда в эту страну есть у многих россиян. Мы планово шли к восстановлению рейса до Лаппеенранты. Его остановила пандемия. Рассчитывали запуститься в ноябре-декабре, но последние события подстегнули нас. Но процесс получения разрешений был очень долгим. Понятно, что Лаппеенратна — ключевой город юго-востока Финляндии. Он узловой не только для автобусов, но и для железной дороги. Из него можно добраться и до Йювяскюля, и до Миккели, можно сесть на поезд до того же Хельсинки, - рассказал 47news директор по маркетингу Ecolines Андрей Волков.

Крупные участники рынка отмечают, что даже после запрета на въезд в Финляндию российских туристов вполне вольготно себя чувствовали "челноки" на микроавтобусах. Многие получали лицензию такси и на восьмиместных авто колонными шли через границу.

Заместитель гендиректра "Совавто" Сергей Петросян в разговоре с 47news также отметил, что и у них в компании билеты продаются вперёд на 2-3 недели. Этот оператор свои автобусы отправляет из Петербурга в Финляндию три раза в день.

- Загадка наших полных загрузок проста. У кого сегодня осталось право на въезд в Шенген, не осталось других лазеек во внешний мир. Грубо говоря, они могут заплатить 100 тысяч рублей и полететь через Стамбул, Ереван и Сербию, а могут доехать за 3-5 тысяч до Хельсинки и улететь из этого аэропорта за значительно меньшие деньги. Понятно, что таких людей не так много, как раньше, но, по сути, для тех, кто остался, автобус в Финляндию — это единственная альтернатива, - сообщил Сергей Петросян.

Ни Ecolines, ни Lux Express, ни "Совавто" не могут даже примерно описать ёмкость своего сегодняшнего рынка. Не могут — не потому что не хотят. Операторы вполне себе представляют, из каких категорий пассажиров сегодня формируется их клиентская база. Но в абсолютных цифрах её описать проблематично. К тому же, влияют разные факторы: например, сезонный — с отпусками, или демографических движений, связанных с мобилизацией.

- Российская диаспора в Финляндии большая. Только в районе Хельсинки живут под 30 тысяч наших сограждан. Лаппеенранта и места рядом с ней — то же самое. У многих из этих людей двойное гражданство, кто-то имеет вид на жительство. И всем им надо пересекать границу, - напомнил Волков из Ecolines.

В целом сегодня уехать из Санкт-Петербурга автобусом в ту же Финляндию могут следующий обладающие Шенгеном россияне:

- люди с двойным гражданством;

- те, кто имеет ВНЖ в странах Шенгенской зоны или Швейцарии

- близкие родственники граждан стран из Шенгенской зоны, либо родственники второго и третьего круга граждан, имеющих ВНЖ в Финляндии.

Как это ни удивительно, но по-прежнему можно въехать в Суоми по учебным визам. Продолжают пропускать и по бизнес-контактам. Но тут есть условия. Теперь проехать Финляндию транзитом нельзя, если ваши деловые интересы находятся вне этой страны. Бизнес-встреча должна проходить непосредственно в Суоми.

На границе с Финляндией всё ещё считаются вескими для въезда причины гуманитарного характера — срочные операции, смерть родственников.

Ещё можно проехать Суоми транзитом, если у россиянина с Шенгеном есть билет на ближайший рейс из аэропорта Хельсинки-Вантаа в страну, расположенную за пределами ЕС, например, в Америку, Китай или, скажем, в Шри-Ланку.

Одна из частей автобусной загрузки — так называемые "возвратники". Это люди, которые улетали в Европу через недешёвый южный коридор, то есть через Турцию, но возвращаться решили через Финляндию, что не запрещено.

Пытаясь оценить величину сегодняшнего трафика между Россией и Финляндией, участники рынка прежде всего обращают внимание на статистику финского пограничного ведомства. Она не до конца объективна, так как пограничники Суоми считают количество пересечений. Так, в августе на МАПП "Ваалимаа — Торфяновка" границу пересекли 103 407 раз, что на 33,6% меньше, чем годом ранее, на МАПП "Нуйямаа — Брусничное" - 38 828 раз (-56%)  и МАПП "Иматра — Светогорск" - 11 717 раз (-73,9%).

При этом финские пограничники отчитались о том, на сколько упал трафик между странами в первый день действия запрета на въезд в страну зарегистрированных в России автомобилей. В субботу, 16 сентября, границу через пункты пропуска юго-восточной Финляндии пересекли 3929 человек. Неделей ранее, 9 сентября, было 4237 человек, а это -7,3%.