В жаркой Ливии картофелины — размером с голову, апельсинов — десятки сортов, а теперь грязные волны несут тела местных. Как такое возможно, 47news рассказал Андрей Константинов.
В африканскую страну-пустыню Ливию вдруг пришла большая вода и убила десятки тысяч. Был такой у лидера Джамахирии Каддафи любимый проект - Великая подземная река. Что знал — рассказал 47news директор "Агентства журналистских расследований" Андрей Константинов. Он три года там отслужил военным переводчиком. Дождь один раз накрапывал, было дело.
- У нас какое представление, Ливия — это совсем пустыня, засуха, пекло, какая такая вдруг "вода эпических масштабов"?
- Прожил там три года, два - в Бенгази, один - в Триполи, ничего похожего не видел. Один раз какой-то хилый дождик накрапывал, — всё. Такое наводнение в Ливии — по меньшей мере, необычно. Но это не страна — сплошная пустыня. Как и все остальные североафриканские страны, Ливия это очень плодоносное побережье. Я нигде не видел картофельный клубень с человеческую голову. А там урожай по три раза в год снимают. Апельсины стоят дешевле картошки. Десятки сортов. Их мешками продают. Вдоль моря — пустынное шоссе. Совершенно сказочные места, где нога туриста не ступала. Но некоторые из этих бухточек заминированы ещё со времён немца Роммеля.
- Еще скажите, что и пустыни никакой нет.
- А вот на юг начинается Сахара. За ней Сахель — трансафриканский пустынный коридор, с дорогами с запада на восток. Там идёт размежевание чёрной французской Африки и арабской. Места дикие, с местными "махновцами", у которых и национальную принадлежность не определишь.
В торону этого смертельного юга от благословенного побережья и тянутся цепочки оазисов. Даже целые мини-города есть. Слышали такой оазис Джофра? Соответственно, возникли вопросы, а как появляется эта россыпь оазисов, как там люди живут. Геологи разведали такую штуку — под песками Сахары находятся огромные запасы воды.
Фото - скрины с новостийных выпусков местных телекомпаний
- А какая связь с сегодняшней катастрофой?
- Когда об этих запасах прознал Муаммар Каддафи (Верховный главнокомандующий силами Джамахирии более сорока лет вёл Ливию к счастью, а был убит в 2011-м, - прим 47news), у него в голове сразу щёлкнуло: вот проект, благодаря которому меня будут помнить всегда. Проект известен как Великая подземная река. Река пресная. Ливия и так была самой богатой страной Африки, а в случае реализации водного проекта могла своё сельское хозяйство подтянуть до уровня того же Египта, где плодоносный Нил. И наши специалисты в этой ливийской программе тоже участвовали. Началось строительство плотин, затворов и прочего. Главная идея — выпустить эти подземные воды на поверхность. Кадаффи в этот проект вбухивал миллиарды. Считал, что у него будут самые громадные запасы воды во всей Африке.
- Хотите сказать, что это та самая Великая подземная река так о себе напомнила — 11 тысяч погибло, а 20 тысяч найти не могут?
- Я хочу сказать, что у меня, как у нормального человека, возникли вопросы. А почему это наводнение так прошлось только по Ливии? Почему в новостях не говорят о каких-то его отголосках в Тунисе, Алжире, Западном Египте. Я поехал Ливию от Триполи до Тобрука и обратно. Расстояние приличное, но не Сибирь. И - нигде ничего. Странно это. И по поводу цунами в Средиземном море. Не слышал я, чтобы такое лютовало. Это же, по сути — лужа, замкнутая система. На Севере Африки были наводнения, но так, чтобы всё смято и покрошено, не было такого. Но тут вопросы, конечно, не мне надо задавать, я не инженер. Я бы сам с удовольствием поинтересовался: а что, если эта Великая подземная река попёрла на поверхность.
- Что ни новость, везде про то, что вода прорвала две плотины на реке Дерна. Строили вроде югославы, ещё в середине 70-х?
- Не думаю, что эти плотины строили именно в рамках проекта Великая подземная река. Предположу, что сооружения - как защита от зимних штормов. Хотя не назвал бы эти ветра кошмарными. То есть не исключено, что про эту подземную реку ливийцы знали и в 70-е, но в полный рост, как о проекте, о большой воде они заявили в 1991-м, как раз под конец моей трёхлетний службы в Ливии. А сам этот город Дерна я помню: очень беленький, красивенький. Когда началась гражданская война, стал таким городом-государством.
- Вот эту реку у города Дерна, что плотину прорвала, также называют "Вади". Разница в чём?
- Вади — бывшие реки, их засохшие русла. Они, в основном, с севера на юг Ливию и пересекают. Но эти вади фактически никогда водой не заполняются. Должна быть аномалия сильнейшая в виде дождей, а в Ливии за три моих года там ни одного, считай, не было. В этих вади каменистая почва. Как транспортные пути они не используются. Хотя, теоретически по ним можно перемещаться, если это какие-нибудь древние верблюжьи караваны. Но это так, местная радость.
- Современная Ливия способна пропустить через себя эту катастрофу, справиться с ней?
- Грустно об этом говорить, но трудно им сделать ещё хуже. В Ливии давно нет ни той медицины, ни той социально инфраструктуры, что была когда-то. Там давно идёт вялотекущая война всех против всех. И никакой цивилизованный Запад, а его представителей принято называть людьми ответственными, тут не поможет.
Беседовал Александр Калинин, 47news
Контекст:
Штормовой ветер и ливни с грозами обрушились на северо-восточные районы Ливии 10 сентября. В результате наводнений, по оценкам Красного Полумесяца, погибло более 11 тысяч человек, а более 20 000 числятся пропавшими без вести. Сильнее всего пострадал город Дерна, область Киренаика, где разрушены две плотины. Власти рассматривают возможность временной эвакуации всех жителей этого города, так как опасаются возникновения эпидемий.