Депутаты областного ЗакСа поставили точку в давнем споре о том, каково должно быть в областных школах соотношение педагогов и административно-технических работников. Парламентарии согласились с вето губернатора, которое он наложил на принятый летом 2008 года закон «О внесении изменений в областной закон «О нормативах расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области».

Таким образом, в будущем, 2009 году, в области будет действовать прежняя редакция закона, а прописанные в ней коэффициенты, уверены депутаты, намного выгоднее областным школам, чем новые, которые области пытаются навязать из федерального центра.

Изменения в закон, о которых идет речь, начали рассматривать в парламенте более года назад. В него внесли депутатские правки, касающиеся оплата труда воспитателей групп продленного дня из средств областного бюджета и стажевых надбавок для работников школ. Сам закон был принят еще в 2005 году – он внедряет принцип нормативно-подушевого финансирования, когда деньги идут за учеником. В законе прописан объем средств на гарантированные бесплатные образовательные услуги для каждого обучающегося, а не финансирование отдельных учреждений. В частности, в законе установлена нормативная наполняемость классов в городских и сельских школах.

Самые острые дебаты в ходе обсуждения изменений в закон касались прописанного в законе коэффициента, который обозначал соотношение в штате педагогических и прочих работников: 70 к 30 (1,33). Прежний коэффициент, 1,48, не устроил Министерство образования и науки и Администрацию президента – в своих методических рекомендациях федеральный центр рекомендовал регионам уменьшить в школах количество «техничек» и прочих непедагогических работников. Депутаты же высказывались против данной меры: по их мнению, в ряде школ просто необходима, например, дополнительная ставка завуча, а также персонал, обслуживающий компьютерные классы. Депутаты настаивали на том, чтобы сохранить коэффициент хотя бы на уровне 1,43. Но губернатор наложил вето на принятый депутатами закон. Работа согласительной комиссии по данному закону также не дала конкретных результатов – мнения членов комиссии разделились.

В итоге депутаты пришли к компромиссному решению: не преодолевать вето губернатора и таким образом сохранить для школ наиболее благоприятный коэффициент «старого образца» - 1,48.

Впрочем, как говорилось на заседании, в будущем году поправки в закон все равно должны быть внесены, но работа над ними специалистов Комитета образования и депутатов начнется с чистого листа. Пока же школы области будут работать по привычной схеме и вынужденного сокращения непедагогического персонала в них не предвидится.

Как отметил, комментируя решение коллег, депутат, ректор ЛГУ им Пушкина Вячеслав Скворцов («Единая Россия»), депутаты приняли самое разумное решение: у областных школ теперь есть время и возможность решать проблему кардинально иным образом.

Как считает Вячеслав Скворцов, сам когда-то много лет отработавший директором школы, разумнее всего было вывести большую часть технического персонала школ за штат, создав в каждом муниципальном образовании централизованную систему обслуживания школ. В ней смогут работать уборщицы, электрики, сантехники и специалисты по компьютерному обеспечению, которые при этом не будут приписаны ни к одному конкретному учебному заведению, а получали бы средства как подрядчики. При этом, уверен депутат, сегодняшней школе нужно гораздо больше технических и административных кадров, чем раньше, ведь учебные заведения области в процессе модернизации получают новейшее, сложное оборудование и технику, необходимую в учебном процессе, и обслуживать ее должны настоящие специалисты, а не сами учителя.

по материалам, предоставленным пресс-службой Законодательного Собрания Ленинградской области