Военные системы не делят самолеты гражданских на "свой-чужой", а в их оптику можно пересчитать иллюминаторы. Эксперты объяснили 47news, какая версия - лишняя.
Расследовать крушение бизнес-джета с Евгением Пригожиным (как сообщила Росавиация) поручено следователю по особо важным делам, сообщил 24 августа РБК. Мировая пресса тем временем продолжает перебирать версии. Упоминаются и вероятность взрывного устройства на борту, и действия извне.
Мы рассказывали, что на Embraer Legacy 600 не было маяка "свой-чужой". Устройство обменивается сигналами с наземными службами Минобороны. Скажем, когда на земле замечают неизвестный и явно не пассажирский обычный борт, посылают сигнал. Если ответ несколько раз не поступает, военные имеют право уничтожить цель.
- На гражданском судне маяка, по идее, и не должно быть. Это такая исключительно военная штука, которая устанавливается только на очень важные самолеты. Например, на борт № 1. У пилота хранится условная флешка, запрограммированная на определенный сигнал, работает в определенном временном диапазоне. Обменивается сигналами с РЛС (радиолокационными станциями - Ред.), - говорит один из опрошенных авиаэкспертов.
- Для обычных судов это редкость. Иначе к каждому самолету нужно прикреплять сотрудника ФСБ для контроля, - говорит наш собеседник, долгое время прослуживший именно в этой отрасли.
Не секрет, что воздушное пространство поделено на секторы. Об особенностях работы в них военнослужащих и гражданских рассказал другой эксперт. В 1990-х он служил оператором наведения зенитно-ракетного комплекса С-200.
- Тогда, если не ошибаюсь, вокруг крупных городов было по три кольца противовоздушной обороны. Они как бы заходят друг на друга. Устроена система так, что гражданские самолеты не покидают зону поражения и находится рядом с двумя-тремя огневыми точками. Оптика у комплексов очень хорошая, на дистанции 20 километров можно пересчитать иллюминаторы. Для понимания: пассажирские самолеты летят на 9-10 километрах, максимум - 11. Информация о том, что, откуда и куда летит, поступает одновременно в центр принятия решений и операторам в бригадах. Там как в фильмах: метки двигаются по экрану. Ее величина зависит от размеров воздушного судна. Беспилотники, например, отображаются совсем маленькими, джеты - средние, но весьма жирные. Спутать невозможно. Тем более, беспилотники на скоростях бизнес-авиации не летают.
"Фонтанка" сообщила, что Embraer с пассажирами Пригожиным и Уткиным перестал подавать сигналы на высоте около 8500 метров. Скорость в этот момент была примерно 950 километров в час. Сведения о работе российского ПВО есть в открытых источниках. Та же "Википедия" видит, как станция во всеволожской деревне Лехтуси закрывает воздух от побережья Марокко до архипелага Шпицберген.
- В случае сомнений идет проверка, доходит до семи этапов от конкретной станции до центра принятия решений. Недаром аббревиатура ПВО неформально расшифровывается как "Погоди выполнять, отменят!" - продолжает эксперт.
- У оператора РЛС есть связь с экипажем гражданского судна? Разумеется, не по мобильнику или в мессенджере.
- Нет, но они по радио общаются с гражданскими авиадиспетчерами. Те ведут судно по заданному эшелону и коридору, как наш навигатор по дорогам. Если командир и его помощники не отвечают, идет команда на ближайший военный аэродром, поднимается истребитель. Он стоит дежурный, заправленный.
- Сколько времени на реакцию?
- Во время моей службы было 10 минут, чтобы добежать из казармы и нажать на сигнал тревоги. Истребитель поднимается в воздух, догоняет борт, визуально осматривает и передает информацию на землю. Одновременно подает сигналы экипажу: следовать за ним, снижаться. Если ответа не получает, а до стратегического объекта меньше 10 минут лету, решается вопрос об уничтожении. Но не им, а командирами.
При работе ПВО с неопознанными объектами военными объявляется особый план "Ковер". Воздушное пространство закрывается от гражданских, чтобы при запуске ракета не попала в борт на соседнем эшелоне. По данным 47news, вечером 23 августа воздух не закрывался.
- От командования армии гражданским диспетчерам поступает команда. Тогда их задача - обеспечить безопасность всех от, скажем так, источника раздражения. Самолеты переводят на другие эшелоны или коридоры. Такое могло произойти, например, в Ленобласти, если нечто вдруг залетело со стороны Финляндии или Эстонии. Другое дело, что бизнес-джет с Пригожиным постоянно был в воздушном пространстве России.
- Какая должна быть высота, чтобы у ПВО возникли проблемы с распознаванием?
- Крайне низкая, от 15 до 30 метров. Ее используют беспилотники для маскировки. Выше 3000 все видно прекрасно: и масштабы, и скорость, и направление. Но повторюсь, времени для решения - предостаточно, а информация несколько раз проверяется. Иначе бы сколько гражданских судов расколотили.
Напомним, СК России возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.