47news проехал по дальней России и встретил знаки нашего сегодня. Читайте, какой из городов – самый воинственный, а где бегают между ливнями.

"Наши из шестнадцати их армий перекрошили-перемололи 13. Глядишь, пока я собираюсь, все закончится", - вечером 11 августа мужчина лет 50 в футболке хаки, трико и кроссовках на вокзальной площади Хабаровска говорил по телефону с приятелем.

"А я тоже хочу повоевать. Зря я, что ли, бегал и сдавал эти нормативы", – осторожно слушал я рядом.

Вокруг – под пару сотен пассажиров. Все они ждут поезда до Владивостока: состав шел из Москвы и задержался минимум на два часа. Для местных жителей столица Приморского края – прежде всего курорт, так что о ратных поступках им слушать не хотелось. Вокруг спикера образовалось много свободных мест.

– Пап, а почему мы в Крым не едем? – спрашивает на соседней скамейке мальчишка лет семи.

– Потому что там, говорят, небезопасно, сынок.

В сумерках уже отшумели фонтаны, городские службы стали по очереди гасить фонари. Люди ждали состава и на улице, и в здании вокзала. В том числе в зале, приспособленном под размещение военнослужащих. Прибытие поезда все откладывалось, а человек на площади не останавливался. Мимо шагали по двое-трое в камуфляже с пухлыми пакетами продуктов.

"Останусь здесь до девяти утра, у нас полроты разошлось гулять, – продолжал говорить он телефону, а на самом деле – всем вокруг. Видимо, для наглядности и прилег на узкую скамейку. - Завтра поезд, через шесть дней должен быть в части. Набрал с собой банок тушенки, хлеба…"

Из городов Дальнего Востока, где я побывал, этот показался самым воинствующим. Возможно, дело в расположении крупных формирований. Например, у заведения фастфуда неподалеку с вокзалом утром встретилась, кажется, группа срочников из Дагестана. Они говорили на своем диалекте, а старший подбадривал хлопками на манер лезгинки. Что до гражданских, то они как будто сговорились носить бороды, как у первопроходца Ерофея Хабарова, чью фамилию присвоили городу.

Во Владивостоке же только и разговоров, что о погоде. Город накрыло хвостом мощного тайфуна так, что с разной степенью интенсивности льет уже неделю. А если не идет дождь, то в воздухе виснет мерзкая мокрая взвесь: от нее вся одежда водяная через полчаса. Но местные на эти неудобства внимания не обращают. Бывает, что под ливнем проводят учения в местном аэропорту. По легенде, произошел пожар. Под ливнем, очевидно.

"У меня племянник недавно вернулся с Украины…" – застал я разговор одного таксиста с водителем. Но услышать финал не удалось. Ведущая монотонно заладила: "Внимание! Учебная тревога. Просим всех покинуть здание и не мешать работе пожарных…". Мимо пронеслось, кажется, три ЗИЛа со спасателями в полной экипировке.

Видео: 47news

– А у вас всегда так в августе? – спросил я водителя такси Максима.

– На самом деле нет: в этом году какая-то аномалия. Обычно в июне идут дожди, а потом жара.

К вечеру пятницы из берегов начали выходить реки, оказался затоплен участок автомобильной трассы "Хабаровск – Владивосток". Вода подбиралась и к насыпям той же железной дороги. Впрочем, уже к субботе более-менее распогодилось. В перерывах между потоками можно прогуляться.

У зданий районных администраций и госкорпораций в глаза бросились Георгиевские ленты в форме букв Z и V. Витрина парфюмерного в центре будто успокаивала: "Все будет хорошо". В целом наружная реклама в городах Дальнего Востока и окрестностях отреагировала похожими баннерами серии "Благородное дело – достойная оплата". По-военному кратко добровольцам-контрактникам обещают 600 тысяч сразу и от 200 каждый месяц. Надо полагать, особенно мотивирует такая реклама докеров Находки, которые снимают получку в круглосуточном супермаркете.

Кстати, цены на продукты там сопоставимы с нашими. Одежда стоит дешевле: Китай же местами буквально за речкой.

– До пандемии часто ездили в Южную Корею и в Японию. Там, к слову, в жару вообще невозможно – у них температура поднимается выше 40. Люди перебегают от одного кондиционера к другому, – говорит мне другой водитель такси, Алексей.

В целом местные всегда подчеркивают, что вокруг Азия. Получается, катались раньше, как наши туристы в Финляндию. Ездили и отдыхать, и на работу.

– Теперь наверно больше туристов с западной России?

– Да, много стали приезжать с Камчатки, Хабаровска. Мне попадалась Москва, но из Санкт-Петербурга туристы – крайне редко.

Буквы Z на машинах здесь – скорее редкость. Вообще страсть к японским и другим азиатским авто – один из кодов этих мест. Их покупка и продажа стала отдельной индустрией. Машин много, они толкаются в праворульных пробках. Любопытно, что будет на этих дорогах во время Восточного экономического форума. Сейчас же по ним придираются наряды вневедомственной охраны на стареньких, но надежных "Тойотах" (у нас патрули чаще на "Ладах Грантах"). ГИБДД контролирует ситуацию на свежих "Шкодах". Для Петербурга это уже редкость, но во Владивостоке полиция работает на первом этаже жилого дома. А рядом парковка служебного транспорта с УАЗами-"буханками". Это не музей ретротехники: сам наблюдал, как артефакты двигались с включенными спецсигналами.

Между Хабаровский краем и Еврейской автономной областью встретилась другая примета – мобильный пункт записи на службу по контракту. Новенький белый микроавтобус Ford, а в кабине двое. Они вежливо отстояли пробку на железнодорожном переезде и, кажется, в целом не сильно спешили. Где-то на въезде в Биробиджан наши пути разошлись.