Госэконадзор с экомилицией шерстят леса в поисках машин и нелегального огня. Туристы отбиваются Конституцией. Нашим людям главное - договориться. 

- Буквально на днях была в заказнике "Север Мшинского болота". Пока общались с одной компанией, вторая тушила костер. А третья встречала с "распростертыми объятиями" - чтобы поспорить, что отдыхают законно. Один так бурно спорил - покажите стенд, где сказано, что проезд запрещен. Не поленился дойти, через 10 минут вернулся и молча подписал протокол, - рассказала 47news сотрудница Восточного отдела комитета Госэконадзора Вера Чапчикова о реакции туристов на свое появление.

Речь о рейдах, что в выходные инспекторы провели одновременно в трех районах Ленинградской области. Патруль инспекторов и экомилиции прерывал отдых тех, кто проехал на машине в заказник и развел костер. Итог - 26 протоколов.

- Подошла к другой компании: там мужчина, его жена, мама, дети. Старшая из женщин - с бутылкой пива, уже практически пошла на меня с угрозами. Но ее сын вмешался, закончилось все благополучно, - продолжает Вера Чапчикова.


пресс-служба комитета Госэконадзора правительства Ленобласти

- Самая активная работа у нас обычно ближе к выходным, примерно с четверга: одни отдыхающие отпросились с работы, у других начался отпуск, - объясняет мне 31 июля государственный лесной инспектор комитета Госэконадзора Сергей Кулаков. - Ориентируемся на собственные планы и задание комитета. О компаниях нарушителей граждане нам особо не сигнализируют. В основном говорят, что стендов о запрете на въезд не заметили.

Собеседник контролирует ситуацию в Лужском районе. Всего на территории Ленобласти 49 таких особо охраняемых природных территорий (ООПТ): парки, заказники, заповедники, природные ландшафты. При их посещении целый список ограничений - от брошенной спички до свободного выгула собак. В рейды инспекторы отправляются в форме, на брендированных машинах, с сотрудниками профильной дирекции, экомилиции. По возможности присоединяется полицейский.  

- Бывает, что за один выезд наматываем и по 70, и по 80 километров, - говорит госинспектор Кулаков. - Дирекция ставит небольшие такие беседки со скамейками и навесом: чтобы в походе посидеть, отдохнуть. Так прямо в них разбивают стоянку, разводят огонь, вешают гамаки, рядом ставят машины, - говорит госинспектор Кулаков. - Видно, что люди нами недовольны, но с рогатинами не встречают. Такая у нас работа: главное начать разговор, а там уже выводим на нарушение и оформление протокола.

- Самая неожиданная находка?

- Как-то раз попалась армейская палатка. Она большая такая, 10 на 10 метров, внутри как полноценный шатер. 

- Наши люди же прежде всего хотят договориться. Предлагали шашлык в обмен на пустой протокол?

- Предлагали и подойти к столу, угоститься пловом, шашлыком. Но что мы, будем менять их на протокол, что ли?


пресс-служба комитета Госэконадзора правительства Ленобласти

Комитет Госэконадзора регулярно рассказывает, как прерывает отдых приезжих в заказниках. Вот в "Череменецком" на кострище коптится чайник, а рядом лук вкусно и плотно жарится с мясом. Уже через неделю водителю приличного минивэна объясняли, что те леса его не ждали.  

Понятно, что у инспекторов и сотрудников экомилиции - ни оружия, ни спецредств для умиротворения буйных. Опираются на статью 8.39 Административного кодекса (Нарушение правил охраны на особых территориях) и 5.3 областного закона (Нарушение запретов на пребывание в лесах). Штрафы, скажем так, щадящие - 3-4 тысячи рублей. За оплату в течение 20 дней - дисконт 50%, как у ГИБДД.

- Местные настаивают, что в заказниках отдыхает уже не одно поколение семей, - продолжает Вера Чапчикова. - Заметила, кстати, что у водоемов компании настроены более агрессивно. Скорее всего, связано это с сезоном. Кто не хочет в жару посидеть у воды, иногда и с алкоголем. Но в общении с такими туристами главное сохранять спокойствие.

За лесами в Приозерском районе наблюдает главный специалист Северо-Западного межрайонного отдела Эконадзора Марина Шинкаренко. Рейды она проводит с девушкой из экомилиции и коллегой из дирекции ООПТ, а тылы страхует полицейский.

- Это очень эффективно было, в частности, во время запрета на посещение лесов. У грибников же не всегда с собой паспорт, а они еще искренне удивляются - мол, никогда не штрафовали за то, что пошел в чащу. Тогда сотрудник полиции выходит на передний край, устанавливает личность, - говорит сотрудница Госэконадзора.

На территории собеседницы сразу несколько заказников, а туристы тяготеют к "Гряде Вярямянселькя" (протяженность под 50 км - ред.) или компактному "Киви-Парку". Строгий инспектор Шинкаренко туристов не щадит.

- В некоторых заказниках дирекция устанавливает шлагбаумы или столбики для ограничения. Так на машинах едут мимо, чуть ли не обдирая бока. А колесами встают практически в воду. Спорят активно, ссылаются на законы вплоть до Конституции, где закреплена свобода передвижений, - говорит инспектор. - На одном озере как-то заметила компанию - сразу пять машин. Они уговаривали: "Мы с детьми, куда же нам еще поехать". Я их пожалела, а через неделю те же люди на том же месте. Но с прямой агрессией не сталкивалась.

- Врассыпную при вашем появлении не разбегаются?

- Нет, - улыбнулась собеседница. - А куда, разбита же стоянка, палатки, мангал. 

Собеседники 47news в комитете отметили, что для слишком буйных есть еще одно наказание, то есть изъятие орудия нарушения. Например, за проезд по заказнику строптивый водитель лишится автомобиля, а раскочегаривший огонь - мангала. Главное, чтобы не вместе с шампурами.

Андрей Карлов,
47news

Система надзора за лесами Ленобласти не палочная – плана на нарушения нет. Тем не менее, с начала года за проезд в заказники выписано 150 постановлений на 350 тысяч рублей. За разведение огня во время пожароопасного режима выписано 40 штрафов.