Драпать в Финляндию через залив — это редкость. 47news попросил пофантазировать, как такое можно провернуть, будь у вас яхта, например, "Мумба".
Финские власти не раскрывают ни имена, ни гражданство, ни обстоятельства задержания отчаянной пары, 17 июня перехваченной береговой охраной Суоми в восточной части Финского залива. Логика за то, что эти двое могут быть мужчинами-россиянами с небольшой яхты "Мумба", обнаруженной без экипажа на следующий день у российского острова Соммерс. Финским пограничникам нарушители водной границы заявили, что просят убежища.
Главное о событии финская пресса получает от начальника командного пункта Береговой охраны Йоона Кастрена. Но и капитан-лейтенант говорит немногим больше, чем написано в бюллетене пограничников. Кастрен лишь добавил, что пересечение границы морем — редкость, и подобного уже давно не было, а беженцы в финские воды заплыли со стороны России.
47news позвонил в Береговую охрану Финляндии по телефону, который указан как контактный для Йоона Кастрена. Корреспондент хотел уточнить, не являются ли перехваченные граждане 42-летним жителем города Озёрск Челябинской области Отто Майером, которого в прошлом звали Антон Тихонов, а также 28-летним Павлом Кузьмичёвым из Костромы. По данным издания, именно эти мужчины выходили на яхте "Мумба" 15 июня из порта Приморск. На месте Йоона Кастрена не оказалось. На оставленный телефон перезвонила пресс-служба. Она не смогла сказать ничего нового, повторяя фразы про конфиденциальность.
Была предпринята попытка донести до дежурных финских пограничников, что семьи задержанных волнуются. Накануне 47news как раз смог поговорить с матерью челябинца Отто Майера, который был Антоном Тихоновым. Собеседник был твёрд, как каменный рубежный камень времён Столбовского мира.
— Информацией о людях, попавшихся на нелегальном пересечении границы, по телефону не делимся, — отрезал финский пограничник. — Наберите сами номер человека и поговорите.
— Да как же он ответит, если задержан? — 47news пытался достучаться до финских пограничников, как дипломат Небензя до спикера Совбеза ООН.
— Действительно, не ответит. Но если и правда задержан, он в надежных руках.
— Просто семья очень волнуется...
— А волноваться не о чем. Если финские власти кого-то задерживают и возбуждают дело, эти люди в абсолютной безопасности.
— Но мы даже не уверены, что это он.
— Я тоже. В любом случае не могу делиться информацией, потому что не знаю, кто вы на самом деле, — был бдителен сотрудник финской погранохраны.
47news позвонил знакомым яхтсменам из пограничного Выборгского района Ленобласти с просьбой пофантазировать, а на что вообще стоит рассчитывать человеку, решившему рвануть в Финляндию через залив. Они отметили, что в последнее время стали ощущать к себе более пристальное внимание со стороны российских пограничников. Они всё чаще врываются в эфир, запрашивают координаты. Происходящее на акватории контролируется радиолокационной системой.
"На каждой яхте должна быть морская радиостанция. Все видны. В случае чего, связываются по штатному дежурному общему каналу, потом переходят на свободный, чтобы не засорять эфир: "Судно в координатах таких-то, двигающееся со скоростью такой-то, ответь береговой охране". Чем дальше уходишь от берега, тем чаще звучат вопросы. Если не отвечаешь, то следуют мероприятия, вплоть до того, что к тебе может подойти катер с большой пушкой, а на судне будет проведён досмотр", — описал яхт-будни в районе Выборгского залива собеседник 47news.
Он не отказал в просьбе представить себя морским перебежчиком:
"Если перебежчик на яхте задастся целью, то он может взять рыбацкие снасти, уйти куда-нибудь к тому же Соммерсу. Ночь и плохая погода будут ему на руку — сложнее в бинокль увидеть. Нехороший человек может стать под борт большого торгового судна, а за островами спустить лодку с моторчиком и на запад потихонечку. Лодка из ПВХ — неотражающий материал, идет низко. До цели часов 10 часов плыть. В случае, если наши обнаружат и догонят, то всё, кроме удочек, он выбросит за борт и, скорее всего, придумает на ходу: "Спасибо, ребята, что спасли", — смехом зафиналил разоблачение яхтсмен-собеседник.
Самый известный морской побег последних лет — это лодочная экспедиция сумасбродного Вячеслава Дацика 2010 года из Дружносельской психбольницы в Норвегию. Сегодня Вячеслав в Алма-Ате. Через два дня у него бой с Галымом Жаслановым. Для разговора о прошлых опытах российский тяжеловес оказался не доступен. Видимо, настраивается.
Что касается побегов в Финляндию времён холодной войны, отметим, что морской вариант был реализуем сложнее сухопутного еще и потому, что между СССР и Финляндией существовало соглашение о выдаче беглецов. Советский гражданин, незаконно пересекший финляндскую границу, не должен был останавливаться, а искать варианты попасть в Швецию, через морские рубежи это сделать сложнее.
Финская сторона начала расследование по факту незаконного пересечения двоими границы. Но после слов о предоставлении убежища им не должно грозить уголовное преследование. Другое дело, что рассмотрение такого ходатайства — это множество этапов.
Что об упорном нежелании финской стороны называть имена задержанных россиян, то оно регламентировано. "В Финляндии можно доверять органам власти: сотрудникам
полиции, Пограничной охраны и Иммиграционной службы. Они профессионалы и действуют согласно закону. Все должностные лица, которые занимаются вашим вопросом, обязаны хранить конфиденциальность. Это значит, что они не вправе рассказывать посторонним том, что услышали на работе", — напутствует попросивших убежище специальная брошюра.