Мало кто из покупателей задумываются о том, что многие продукты поступают в сетевые магазины Петербурга из Европы. А ведь, казалось бы, куда выгоднее покупать более свежие и качественные овощи, молоко, мясо и рыбу в паре сотен (а то и десятков) километров от магазина - в соседнем регионе - Ленинградской области. Гипермаркеты, видимо, не заинтересованы в свежести и качестве продукции на своих прилавках, предпочитая зарекомендовавшему себя областному сельскому хозяйству европейское. Но заявления властей всех уровней о том, что фермерам и сельхозпроизводителям Ленобласти предоставят возможность беспрепятственно продавать свои товары в Петербурге, на крупных «сетевиков» не действуют. Впрочем, даже финансовый кризис, который по сути, должен был бы заставить торговые сети отказаться от иностранных поставок, ситуацию пока не изменил.

Как же мог возникнуть такой парадокс? Возможно, дело в том, что европейские производители сельхозпродукции в большинстве случаев получают от государства дотации. Это и позволяет им сделать свои товары более дешевыми и, как следствие, более конкурентоспособными. Конечно, работать с несколькими поставщиками труднее, нежели с одним, но крупным. Но при этом сетевые магазины редко заботятся о сравнении качества и свежести продуктов на своих прилавках. Скорее, наоборот: политика гипермаркетов направлена на перевод товаров под собственный брэнд. Получается, что покупатель не знает где и кем выращена, к примеру, продаваемая в магазине рыба. Однако цены на областные продукты не завышены и овощи, молоко, мясо и рыба из Ленобласти по ценовому показателю вполне конкурентоспособны, не говоря уже об их качестве.

А между тем из-за проблем с выходом на сетевой уровень торговли сектор сельхозпроизводства вынужден сворачивать целые направления своей деятельности. Например, агрофирма «Шугозеро» в Тихвинском районе была вынуждена отказаться от мясного животноводства и культивации картофеля из-за невозможности продать свой товар по достойной цене. В хозяйстве признают, что перекупщики готовы покупать их продукты - но по ценам минимум на 50% ниже петербургских. В результате подобным хозяйствам и фермерам остается реализовывать продукты только на местном рынке и поставлять их в муниципальные образовательные учреждения. Когда агрофирма «Шугозеро» начала заниматься разведением форели, выяснилось удивительное обстоятельство: лишь один покупатель из Петербурга покупает их рыбу - при этом в Москву, несмотря на значительное расстояние, «шугозерскую» форель везут тоннами. Объяснение этому очень простое: рыба в Ленобласти качественнее и карельской, и иностранной. Однако для петербургских «сетевиков» это, видимо, не столь важно.

В пользу качества форели из Ленобласти говорит хотя бы тот факт, что рыба, выращенная под Приозерском, является излюбленной покупкой финнов, предпочитающих приобретать ее не в собственной стране и, тем более, не у петербургских сетевиков. К тому же рыбное производство в регионе в последнее время резко возрастает. Как сообщили корреспонденту 47News в пресс-службе правительства Ленобласти, только в этом году появились 4 новых хозяйства, занимающихся рыборазведением, в следующем к работе приступят еще четыре. Их суммарная производительность заметно растет - примерно на 20-30% ежегодно. Планируется, что в 2009 году аквахозйствами области будет выращено 4 тысячи тонн рыбы, из них 2,3 тонн - реализовано.

Среди трудностей выхода на уровень сетевых магазинов производителей из Ленобласти, одна из главных - это, конечно, финансовые затраты. Существуют так называемые «входные бонусы», то есть первоначальные взносы, о размерах которых предпочитают не распространяться и стремящиеся в «сеть» поставщики, и сами магазины.

Помимо этого, возникают проблемы и с оплатой продукции. «Сейчас в условиях финансового кризиса, производители вовсе отказываются за предоплату поставлять свои товары в сети, особенно алкогольную продукцию и пиво. Производители отдают товар только за наличные деньги, чтобы не было отсрочки платежей», - пояснила 47News заместитель председателя комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Людмила Темразян. Однако, она отметила, что статистических данных - сколько сельзохпродукции из области поступает в сетевые магазины Петербурга - не ведется.

Тем не менее, 47 регион практически стопроцентно обеспечивает Петербург и область картофелем и овощами, а также мясом птицы и яйцами. Ленинградская область производит 35% молочной и 37% мясной продукции от всего количества потребности в этих продуктах жителей Петербурга. Об этом в августе этого года заявил заместитель председателя комитета по агропромышленному комплексу Ленобласти Александр Варёнов. «В лучшие годы, в конце 80-х и начале 90-х, область производила более 1 миллиона тонн молока в год и обеспечивала этой продукцией рынок города и области на 70%. Сейчас мы производим в два раза меньше - 570 тысяч тонн молока. Кроме того, около 70% молока и мяса ввозится, из них импортной продукции примерно 35%», - прокомментировал Варёнов.

Проблема сбыта в торговые сети Петербурга продукции из Ленобласти пока не меняется даже несмотря на то, что отношения сельхозпроизводителей и сетевых магазинов не раз обсуждали на высоком государственном уровне. Дмитрий Медведев, еще будучи в должности премьер-министра, объявил "войну" сетям супермаркетов. В ходе своего визита в январе этого года в хозяйство «Приневское» в Ленобласти, он довольно резко высказался по этому поводу: «Они (сетевики - прим.ред) берут такие взятки за реализацию сельскохозяйственных продуктов в своих магазинах, что отечественным производителям молока, сметаны и сыра просто не выгодно там их продавать. А в итоге страдает народ: пьет порошковый напиток, на этикетке которого написано «молоко». Это же неправильно», - заявил тогда будущий президент.

А после визита в Ленинградскую область министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, вопрос повышения социальной ответственности торговых сетей при реализации продовольственной политики государства предполагалось рассмотреть на уровне правительства России.

В условиях грянувшего финансового кризиса можно вспомнить как в 1998 году с прилавков городских магазинов в одночасье исчезли импортные товары. В подобных случаях сельхозпроизводителей Ленобласти можно назвать «гарантами» наличия продуктов в соседнем регионе - Петербурге.

47News