Запуск антиотмывочной платформы "Знай своего клиента" (ЗСК) от ЦБ привел к резкому росту регистраций новых юрлиц: ежедневно в России открывается около 1 тыс. компаний, что на 15% больше, чем до создания сервиса, рассказал РБК директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Илья Ясинский.

Такая ситуация сложилась меньше чем за год работы платформы.

По словам Ясинского, это ответная реакция тех, кто специализируется на проведении сомнительных операций, — примерно половина новых фирм приходится на технические компании, так называемые однодневки.

С 1 июля 2022 года все российские банки подключены к единой антиотмывочной платформе "Знай своего клиента", созданной ЦБ. Сервис позволяет им обмениваться информацией с регулятором о присвоенном уровне риска клиентов-юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) в части проведения подозрительных операций, направленных на обналичивание или отмывание денег. Новый подход предполагает разделение клиентов на три группы риска по принципу светофора — высокого ("красные" клиенты), среднего ("желтые") и низкого ("зеленые"). Чем выше уровень риска, тем строже контроль за проведением транзакций. Клиенты из "красной" зоны фактически лишены стандартных банковских услуг: банки смогут отказывать им в проведении операций, расторгать договоры обслуживания или отказываться заключать их.

"Первый шаг наших оппонентов — резко возросло количество вновь регистрируемых юрлиц. Каждый день регистрируется порядка 1 тыс. новых юрлиц, и, по нашим оценкам, это где-то на 15% больше, чем было до запуска платформы ЗСК. При этом мы понимаем, что большая часть этой прибавки приходится на технические компании, которые специально создаются для того, чтобы встраиваться в систему проведения подозрительных операций. Каждый день мы выявляем порядка 500 технических компаний и индивидуальных предпринимателей, которые сразу включаются в красную зону", — отметил Ясинский.